Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout


Затонувшее рыболовное судно «Виктория»

/изложение того, что я слышал от очевидцев, и то, что увидел сам/  

 

  04 января 2003 года. Приморье. Залив Ольги. Погода не способствует прогулкам под Луной- ветер от СЗ силой  15-17 м/с и температура около –20 градусов по Цельсию. Над водой клубы тумана- вода просто парит, в море в пределах до 50 миль –обледенение, что крайне опасно для небольших судов, так как это грозит потерей остойчивости и возможностью сделать «оверкиль» т.е. попросту перевернуться. А для борьбы со льдом используется простые и всем доступные , но частенько не самые эффективные средства -лопата, молоток и топор, да еще пар, там, где он есть.

   Вечер, около 18 часов, по рации на 16 канале раздается крик- « Ольга –порт контроль, шхуна «Виктория», на входе в залив Ольги, помогите нам- тонем».
На рейде залива стоял на якоре сухогруз «Омский 116», он начал сниматься с якоря / это не менее 10-15 минут/, ведя наблюдение за входом в залив. Вахта на мостике видела ходовые огни в тумане, которые потом пропали. Когда судно подошло примерно к тому месту, где видели ходовые огни, они с помощью прожекторов видели нескольких людей, но сумели  поднять на борт только одного человека в гидрокостюме. Но этот человек уже  был мертв. Судьба остальных восьми человек членов экипажа судна осталась без вести.

Больше никого с данной шхуны не нашли, выяснение судьбы данного судна вызывало массу вопросов - судно было в свое время конфисковано у японских браконьеров, и досталось нашим. Приписано на  Сахалине, два года оно не заходило в Россию, последний экипаж сел на судно за девять месяцев до его гибели. По чеку из японского супермаркета найденного у погибшего матроса выяснили, что они 28.12.2002 года были в Японии - японцы это не подтвердили. Вообще было не понятно, что здесь в это время года делает такое небольшое судно. Посты наблюдения его вообще не видели- ни визуально, ни в радар, оно зашло в залив Ольги как «Летучий Голландец». Владелец с Сахалина от поисков судна отказался - слишком дорого. Так бы и затихла эта история, но в конце лета с затонувшего судна начал всплывать конец / так называемая «хребтина», на нее навешиваются крабовые ловушки/, а так как он измерялся километрами и мог мешать судоходству, его стали выбирать катера инспекции портнадзора и свозить на берег. Само судно было обнаружено эхолотом - глубина 29м, дно ровное, и координаты забиты в GPS. Были подняты несколько крабовых ловушек и якорь. Парадокс этого случая в том, что «Виктории» не хватило минут 15-20, чтобы  дойти до причала в порту Ольга, они уже прошли остров Чихачева и вошли в залив Ольги, но на этом их везение закончилось.

       В двадцатых числах сентября , я со товарищами  собираясь понырять в заливе Владимира, на остатки крейсера «Изумруд» и не только, завернул в поселок Ольгу к старому другу пообщаться . Выпив чашку кофе, я стал спрашивать его, когда же мы поныряем в заливе Ольги, поищем «Викторию». На что мне ответили, что точное место «Виктории» уже есть, есть и возможность с чего туда погрузиться. Через пятнадцать минут был утрясен вопрос по поводу плавсредства с начальником МАП Крыловым С.В. и тогда же обговорили дату. После чего я с легким сердцем отправился в залив Владимира понырять…

     24 сентября 2003 во второй половине дня мы все таки отправились на «Викторию»- подъехали на причал к катеру, оделись на берегу, приготовили снарягу- вроде все шло по плану. Погрузились на катер и двинулись с месту гибели «Виктории», примерно через 10-15 минут и мы в районе- видим буй из старого пенного огнетушителя. Но как оказалось, буй находился примерно в 100 м от истинного места судна. Несколько минут поиска с эхолотом и GPS и вот мы видим красный всплеск высотой 5 м на экране эхолота. Это «Виктория», тут же бросаем якорь, как позже оказалось очень точно. Вперед в воду, через пару минут я уже с баллоном 18 л за спиной в воде, жду партнера. Но тут начинается череда проблем - у партнера подтравливает из под шланга высокого давления. Пытаемся устранить это на борту, тут партнер теряет маску - приходится нырять за ней. К счастью маску я достал, тут и вроде течь воздуха устранили. С тем и решили погружаться, идем по якорному канату, у меня в руках Никонос-5, у партнера –мощный фонарь. Все, пошли вниз, отслеживая канат, оглядываюсь на партнера- вроде все в норме. Вот вижу дно, это песок, он весь в мути поднятой якорем, становлюсь на дно  и жду товарища. Через пару минут понимаю, что однако не дождусь его, как потом выяснилось, он не смог продуться уже видя дно . Всплывать самому, чтобы выяснить в чем дело и как того требуют правила, я сразу отверг- повторный дайв на такую глубину возможен только через время, а его у меня уже не было. Через пару часов солнце зайдет и когда  я еще смогу сюда нырнуть -это очень большой вопрос.  А якорь продолжает уходить от меня, время на этой глубине компьютер ограничил мне 20 минутами. Я принимаю решение идти по следу оставленному якорем , надеясь, что успею дойти но места. Коли решил, значит вперед, благо, что на песке след якоря видно очень хорошо. Мой путь  занял 8 минут, видимость метров 5-7, полумрак и зеленоватый оттенок, глубина 28,5 м, грунт песок, дно как ровный стол, из живности - мелкая камбала и актинии с длинными щупальцами, температура воды по часам «Ситизен» +3,8 градуса Цельсия. След волочения якоря закончился - это место, где он упал  на дно, и слева, метрах в 10, против света видно затемнение . Я ясно понимаю, это она, «Виктория». Подхожу у дна, обхожу слева по носу - судно стоит на ровном киле, никаких пробоин не видно. Первое, что я вижу на дне - это сапог, обыкновенный японский резиновый сапог фиолетового цвета. Как- то становится не по себе, – я все время помню о том, что люди так и не были найдены. Продолжаю движение в сторону кормы, подвсплываю до уровня палубы надстройки. Вижу надломленную мачту с радаром JRC, и тут же бросается в глаза спасательный круг с надписью «Виктория», который привязан к корпусу, но даже по прошествии почти девяти месяцев, пытающийся всплыть на поверхность. Включаю вспышку и начинаю  снимать, обхожу судно по корме, ПСН стоит на своем штатном месте, хотя должен был всплыть при погружении судна на 3-4 м под воду- снимаю. Вижу бортовой номер судна и позывные, написанные на надстройке с левого борта - снимаю. На верхней палубе, где складировали крабовые ловушки, царит беспорядок - куски брезента, каких то сетей, несколько ловушек, куски троса. Все это уже начало зарастать какими то ворсистыми водорослями. На трубе просматривается эмблема рыболовных судов- два перекрещенных якоря красного цвета. Левый бортовой отличительный огонь разбит, хотя прожектор на другом борту совершенно цел. Дверь с левого борта в помещения команды открыта. Трюм на палубе открыт, крышка откинута на надстройку, видно множество ершиков плавающих в трюме. Иллюминатор мостика с правого борта открыт, пытаюсь туда заглянуть, но без фонаря ничего не вижу - фонарь то у партнера остался. Время начинает поджимать, да и я от волнения воздух потребляю весьма интенсивно, пора закругляться. Иду в сторону полубака, там мачта с грузовой стрелой, вижу флаг России продолжающий развиваться под водой по прошествии 9 месяцев после гибели судна. Как будто судно продолжает стремиться к своему последнему причалу, еще не понимая, что уже все … Делаю несколько снимков флага, обрезаю фал флага и беру его с собой , в качестве доказательства, что я здесь был, да и судовой флаг поднимается только над живыми судами, у списанных судов он снимается. После чего  начинаю всплытие по компьютеру, отстояв положенные 3 минуты на остановке безопасности, всплываю на поверхность.  Все мое погружение заняло 28 минут, остаток воздуха 50 ата. Катер примерно  в  5 метрах  от меня, они видели пузыри воздуха на одном месте, а также мой силуэт под водой. Отдаю флаг и фотоаппарат на борт, снимаю баллон и груза, поднимаюсь на борт. Все, полнейшая  расслабуха, глоток минералки в удовольствие. Рассказываю, что видел под водой, и двигаемся  к причалу.

   На этом вроде можно поставить небольшую точку в данном повествовании, но после просмотра фотографий количество вопросов только возросло. Если судно собиралось тонуть, почему не приготовили ПСН? Почему открыт трюм, хотя его мог открыть воздух из трюма при  затоплении судна? Почему открыты иллюминаторы ходового мостика? И еще очень много почему. На все эти вопросы можно попытаться получить  ответ только последующих погружений, тем более что координаты у меня есть.

 

Андрей Шпатак

 11 октября 2003 г       



Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout




E-mail: asdiver@mail.primorye.ru

Все права защищены © 2002
Hosted by uCoz