НомеPhotosTextsLinksfriendsAbout

 

ЮГ ПРИМОРЬЯ

   Из истории:  Рыболовный сейнер «Лысьва» (сокращенно р/с) из колхоза «Рыбак» в Славянке-4  11 февраля 1972 года отправился в свой обычный будничный рейс на прибрежный лов. Рыбачить должны были или у острова Аскольд, или Большой Пелис. Вместо положенных по штату 16 человек экипажа в рейс вышло всего 11человек - кто-то подменился, кто-то ушел в отгулы. 12 февраля 1972 года в 15.30 р/с «Лысьва» в последний раз вышла на связь: «Шторм, сильный снежный заряд, видимость ноль, идем в бухту Витязь». Больше судно на связь не выходило. Это было в воскресенье, шторм продолжался три дня. В понедельник от судна также не поступило никаких вестей. А во вторник 14 февраля были организованы беспрециндентные поиски пропавшего сейнера. Искали от мыса Поворотного до корейской границы, в море вышли практически все суда и корабли ВМФ, с воздуха поиск вели самолеты и вертолеты, по берегу шли наряды пограничников и милиции. Весь залив Петра Великого был разбит на квадраты, три дня продолжались поиски, но результатов они не принесли, судно было объявлено пропавшим без вести. Менее чем через полгода в районе деревни Андреевка (бухта Троицы) практически одновременно было выброшено морем два трупа, в которых родственники с трудом смогли опознать рыбаков с «Лысьвы». Колхоз материально поддерживал семьи исчезнувших рыбаков, затем через полгода суд признал их погибшими, семьям были назначены пенсии.

Наше время: 6 сентября 2002 года во время тренировочного глубоководного погружения дайверами из клуба «Владскуба» в районе мыса Шульца совершенно случайно была найдена  «Лысьва». Парадокс в том, что, не смотря на огромное количество ныряющих в этом районе, именно здесь не нырял никто. В этом месте на дне ничего интересного нет - песчаная пустыня. На следующий день здесь «отметились» все более-менее серьезные дайверы из Витязя. Из интервью инструктора клуба «Владскуба» Андрея Шуляра, по профессии кораблестроителя и с опытом погружений более 20 лет. Он рассказал журналистам "В" об увиденном им на глубине: - «Мне удалось сразу же определить, что это рыболовный сейнер постройки 50-х годов. В ходе детального обследования догадка подтвердилась. На шпиле была табличка от производителя: судно было построено в 1954 году на верфи имени Клемента Готвальда в немецком городе Шверин. Корабелы ГДР тогда построили для СССР целую серию рыболовных сейнеров длиной 26 метров с универсальной оснасткой. На корпусе, несмотря на ветхость и ржавчину, отчетливо читалось "Лысьва"….    

 16.09.2005 Пятница Я давно хотел побывать в этих местах и своими глазами увидеть все, о чем писали в свое время газеты, а также самому сфотографировать затонувший сейнер «Лысьва». Но в прошлом году не получилось - был занят работой, а в это лето весь август лили дожди. И вот я все-таки собрался. Совместно с тремя знакомыми дайверами из Хабаровска, мы с разных сторон отправились на нырялку в эти южные края. Прогноз погоды вроде не предвещал ничего серьезного, в эти дни должно было быть солнечно. Карантин по ящуру коснулся только Славянки, хотя дополнительные посты ГАИ и ветеринаров попадались по трассе достаточно часто. После пяти часов в пути встретился на  Хасанском мосту в селе Раздольном  с Димой Чикишевым из Хабаровска, и теперь мы вместе пошли на Андреевку. Путь длиной около двухсот километров был пройден за пару часов, не смотря на куски разбитой грунтовки и продолжающееся строительство дороги. Базироваться было решено в деревне Андреевка в бухте Троицы залива Посьет. Андреевка - это местный аналог черноморского Сочи, за полтора летних месяца население ее возрастает с 800 до 5000 человек. Здесь на побережье имеется  несколько крупных турбаз, заставленных множеством небольших строений похожих на ленинский шалаш в Разливе,  

стоящих на песчаном пляже в несколько рядов по ранжиру. Неподалеку уже строятся трех-четырех этажные дома отдыха и гостиницы. Местное население также не отстает от своих «больших братьев по бизнесу», везде пестрят вывески на заборах –«Сдаем жилье в наем». Наконец мы на месте. Это в частном секторе, что-то типа небольшой турбазы из трех домиков для отдыха, летней кухни со столовой и туалета типа «сортир», как говорил Папанов. Немного перекусив с дороги, начинаем готовить лодку с мотором и снаряжение. Из машины достается  бензиновый компрессор, звук которого сразу напоминает окружающим, что тут базируются дайверы. Погода, не смотря на благоприятный прогноз, продолжила портиться, наверно она просто не знала, что это был за прогноз. Внутри нашей части бухты спокойно, но сильный ветер, дующий прямо с юга, развел в открытой с части бухты Троицы сильную волну- до двух метров. Ближе к вечеру, утряся все проблемы, собираемся нырнуть. Выходим на погружение втроем, плюс «драйвер» на лодке, решаем идти к мысу Стенина на погружение. Но из-за сильного волнения мы не можем его обогнуть и решаем нырять так и не добравшись до скалистого мыса, и уже под водой двигаться в его сторону, там есть каменистая осыпь. Одеваемся в воде, нужно просто вместе с баллоном и компенсатором скатиться в воду и тут уже проще. Один из нас так и не смог победить резко ухудшившееся самочувствие  и  остался в лодке, так что мы ныряем втроем - я, Дима Чикишев и Алексей Пуличев. Видимость вполне приличная, но дно вижу только после десяти метров. Глубина около 22 метров, дно ровное, пустынное и представляет собой крупный илистый песок, усыпанный обломками раковин и мелкими звездами патириями. Тут же натыкаюсь на куст пурпурных асцидий и между ними вижу небольшого, неизвестного мне крабика. Так что дайв для меня уже не зря, начинаю свою макро фото сессию, крабик терпеливо позирует, не делая попыток, куда то скрыться.  После крабика, мне попадается  рак-крот калионасса, длиной около 10 см. Данное существо позировать особо не хочет и все куда-то спешит, пока не ныряет в какую то норку в песке, оправдывая свое название. Но я успеваю снять около десятка кадров этого рака, потом посмотрим на компьютере, что у меня получилось. Попадается под пустой ракушкой, как в домике, сидящий небольшой восьмилинейный терпуг - снимаю. Выходим под водой к камням, обрамляющим мыс, здесь уже живности побольше. Видимость около 7-9 метров по горизонтали, глубина около 18 метров, множество некрупных восточных и малых окуней над камнями. Попадается довольно крупная рогатка - позировать отказалась. Зато мохнатоголовая собачка, выглядывающая из спутанной старой сети, заросшей пурпурными асцидиями, позирует без проблем. Попадается грациозно плывущая мне на встречу медуза с длинным шлейфом черных нитей снаружи и волнистой мантией внутри. Такую я еще не видел, попытаюсь снять своим макро 60мм. Дистанция около 3 метров, света для наводки автофокуса фотоаппарата маловато, но центральная точка еще работает, хотя довольно часто ошибается с резкостью. Получается вполне неплохая картинка - медуза на фоне Димы, который также пытается ее снять своей цифровой «мыльницей». Воздух начинает подходить к «полтиннику», решаю всплывать пораньше, так как на поверхности сильное волнение и воздух в баллоне может оказаться не лишним. Дальше все как обычно, остановка безопасности на 5 метрах. Вижу несколько таких же медуз вокруг, так что я еще пытаюсь снять свой медузный шедевр. После чего выходим на поверхность. Волнение здесь меньше не стало, а нашей лодки поблизости нет. Сигналю, используя свисток на инфляторе, и тут мы видим нашу лодку примерно в трехстах метрах от нас. Через пять минут мы уже в лодке и весьма шустро несемся к берегу, оседлавши крупные волны. На сегодня  все, я вполне доволен прошедшим погружением, в отличие от Алексея, и это, не смотря на погоду.

17.09.2005. Суббота

Утром просыпаюсь от звука сильного дождя, погода меня совсем не радует. Настроение хуже некуда, появляется мысль уехать домой, так как нормального дайвинга, наверное,  уже не будет, – по крайней мере, до «Лысьвы» по такой погоде точно не добраться. Но все гамлетовские сомнения «погружаться или нет» развеивает опять же Дима – ныряем, не смотря ни на что. Пока вывозили на нырялку начинающих дайверов, наступило время обеда, но, тем не менее, наши планы не нарушились. После обеда идем погружаться уже мы сами. Волнение в открытой части бухты Троица слегка утихло, осталась только «мертвая зыбь», ветра почти нет, дождик ослабел. Так что даже лучше, чем было вчера, по крайне мере, появилась какая то перспектива. Дима выступает в качестве нашего «лодочника», в воду пойдем с Андреем и Алексеем. Они согласились выступить в качестве моих моделей, и я беру вдобавок к Nikon D70  с «макро» в боксе, еще и старый проверенный Nikonos-5  с 12 мм «фишаем».  Проходим, мыс Стенина, где мы ныряли вчера, здесь опять сильная толчея волн у скал и приходится идти малым ходом, чтобы не бить лодку. Решаем нырять у островов Таранцева, они хорошо прикрывают от волнения с юга. Подходим к ним практически вплотную, здесь волнение совсем не ощущается. Погружаемся у южной оконечности островов, видимость здесь  около 10-12 метров, глубина 16 метров. Здесь каменистый свал с огромным множеством некрупных особей восточного окуня, изредка среди них попадаются «золотые ерши» – так дайверы и рыбаки зовут желтого морского окуня. Крупных ершей не видно вообще, нет и окуня терпуга, хотя в это время его должно просто очень много. Снимаю Nikonos-5  пейзаж с ершами, народ исправно позирует, оживляя картинку своими фонарями. Уходим в сторону от свала, здесь песчаное  дно усыпанное обломками ракушек и множество морских звезд. Примерно в пяти метрах вижу поднимающееся со дна муть белого цвета, думаю, что здесь перед нами прошла группа дайверов. Подходим поближе, и все мне становится ясно, – это ракушки, под названием спизула, дружно выбрасывают клубы спермы и яйцеклеток, в общем -  сплошной подводный секс. Белая муть очень плотная, поднимается над дном до двух метров, и тянется сплошной полосой шириной метров тридцать по течению. Дно, вплоть до 23 метров, весьма скучное и решаю вернуться обратно к свалу. Глубина на свале меняется от 12 до 22 метров и обратно, в одно время и в одном месте встречаем  сразу около десятка крупных волосатых рогаток, мои партнеры развлекаются  тем, что ловят их руками за хвост. Я ухожу чуть в сторону от них и вижу, как рогатка передвигается у дна, в стае ершей. До этого я и не предполагал, что ерши такие любопытные. Только рогатка ляжет на дно, как вокруг нее собирается стайка  рыб, а ей не очень нравится повышенное внимание к своей особе и она отплывает еще на метров десять, где вокруг нее снова повторяется то же самое. Встретили пару камбал среднего размера, это первый раз за два погружения здесь. Попадается парочка крупных голубых ершей, но они категорически отказываются позировать и при приближении к ним на дистанцию около трех метров, они тут же уходят в расселины скал. У народа заканчивается воздух, и они уходят наверх, я отдаю им свой  Nikonos-5, а сам решаю еще погулять с «макро». Опять встречаю довольно крупного рака под камнем, но в этот раз снять его не удается – он категорически не желает из под него выходить. Зато как шикарно позирует небольшой волосоголовый бычок с пятнами красноватого цвета, лежащий на друзе крупных мидий,  тут я отрываюсь по полной программе. Потихоньку заканчивается воздух и у меня, я неторопливо поднимаюсь по диагонали по свалу до глубины 6 метров на остановку безопасности. Идем обратно.  

                 Ближе к вечеру идем с Димой еще на одно погружение, в этот раз ему удалось показать мне подводные скалы у мыса Стенина. Здесь весьма интересный рельеф дна – отвесные скалы и огромные по два-три метра в диаметре валуны. Встретили большую стаю крупных голубых ершей, но как только они нас увидели, тут же все ушли - видать досталось им от нас в свое время, что так людей с аквалангом боятся.  Встретили крупного заячьего окуня оранжевого цвета, он фотографироваться не дался, – носился вокруг огромного валуна как заяц, наверное, название оправдывал. Также было много медуз, все также пробовал их снять во время остановки безопасности.


18.09.2005 Воскресенье

Погода как будто услышала мои просьбы о солнце- с утра совершенно безветренно, солнечно и тепло, волн практически нет, и вроде уже ничто не может помешать погрузиться на «Лысьву». Все организационные вопросы  и проблемы утрясены Димой, тут же выясняется, что нырять будем втроем -  Андрей Титов также решил к нам присоединиться. Грузим снаряжение в лодку, грузимся и сами. Теперь вперед, к мысу Шульца, где нашла свое последнее пристанище «Лысьва». По хорошей погоде весь наш путь занял менее 20 минут. Ищем буй над затонувшим судном, наконец, вот он желтый поплавок из пенопласта, заводим его за леер на лодке – теперь нам будет удобно погружаться, и всплывать по ходовому концу. До берега расстояние, на «выпуклый морской взгляд», чуть более 60 метров, берег здесь весь из отвесных скал высотой метров 50. Одеваюсь как обычно в воде в свой компенсатор с 18-литровым баллоном, получаю обе камеры и вот я готов. В этот раз беру с собой две камеры под широкий угол, что пленочный Никонос-5, что цифровой Никон Д70, оба с «фишаями». Все готовы, начинаем валиться  вниз по концу. Примерно на 15 метрах глубины появляется силуэт, лежащего на дне судна. Доходим до ходовой рубки с правого борта, видимость около десяти метров, хотя в воде есть взвесь, температура воды упала, но вполне терпимо +12 . Спускаюсь ниже к пустой стойке надувных плотов ПСН и  осматриваю вокруг. Над надстройкой судна огромная стая разнообразных ершей- тут есть и голубые, и желтые, и черные, погибший сейнер как оазис жизни на пустынном песчаном дне. Кормовая мачта со стрелой покрыта толстым слоем желтой губки, пурпурными асцидиями и  крупными мидиями. Дымовой трубы на месте нет, осталась только дыра, зато хорошо сохранились вентиляционные капы машинного отделения. Сняв Диму на фоне стрелы усыпанной мидиями и асцидиями, перемещаюсь к корме. Обхожу корму по правому борту, партнеры дружно позируют, пока я снимаю их обеими камерами на фоне кормы судна. Иногда своим Никоносом снимаю дубль без вспышки, хочется посмотреть, что из этого получится. Походим с левого борта к ходовой рубке, стекол в рубке нет, палуба также не сохранилась, видно множество различных кабелей. Снимаю рубку без вспышки Никоносом, сквозь нее светит фонарь Андрея, должно получиться интересно. Одного переднего листа обшивки на рубке нет, просовываюсь во внутрь и пытаюсь снять золотого ерша, но он уходит в глубь ее. Зато Андрей высвечивает и держит в луче фонаря другого ерша и мне удается снять их около рубки. Идем в сторону бака, сразу после надстройки,  разлом корпуса. Судно просто разорвано на две половинки, которые лежат на дне с разными кренами на левом борту, ширина разлома между ними гораздо больше метра. Траловая лебедка лежит внизу разлома, вместе с куском палубы. Снимаю Диму через разлом судна, Андрей с фонарем также поблизости от него. 


  

Слева видна горловина трюма,  как раз за ней идет граница разлома. И так как носовая часть судна лежит на дне на левом борту , сквозь горловину трюма хорошо подсвечивает солнце - снимаю. Здесь же на палубе видны сети, на песке находится арка, на которой крепился канифас-блок для выборки трала, но самого блока на ней нет.  Выходим к носовой части, форштевень практически лег на песок, весь покрыт красноватым известковым налетом, звездами и червями в известковых домиках-трубах, и уже совсем не похож на нос судна. Дальше на правом борту  вижу якорь Холла в клюзе, весь покрытый красными «помидорами» асцидий.  Следом за мной идут мои партнеры,  движением руки их «замораживаю» и начинаю фотографировать якорь. На небольшом экранчике Никона Д70 сложновато разглядеть что получилось, но все-таки это лучше чем без него. Выше якоря на борту показалось, что видны буквы названия судна, и я, кажется, увидел  букву «Л», хотя может это игра воображения. Гляжу на свой компьютер, до выхода из без декомпрессионного лимита остается три минуты, воздуха еще больше 100 ата. Выходим к винту, он практически весь ушел в песок от времени, видна только одна лопасть. Перо руля сохранилось нормально и находится в положении «прямо», делаю несколько снимков. За кормой виден кусок  трала, видимо его выбросило во время потопления судна. Но «донного времени» у меня почти не остается, показываю партнерам, что пора выходить «на крышу», и двигаюсь в сторону ходового мостика, с тем, чтобы всплывать по концу.  Обхожу  мостик и делаю последние картинки в этом погружении на «Лысьве» – на переднем плане поручни верхнего мостика, за ним Дима с Андреем. В тот момент, когда берусь за ходовой конец, мой компьютер показывает мне «ноль», мое без декомпрессионное время на дне закончилось, но правда и в декомпрессию я еще не влез. Всплываем, регулируя скорость всплытия по компьютеру, чувствуется небольшое подводное течение. Я останавливаюсь снять своих партнеров выше меня по ходовому концу, снизу в видоискателе Никоноса их силуэты похожи на вещи развевающиеся под силой ветра, на бельевой веревке. Примерно с 15 метров глубины видна наша лодка, а когда останавливаемся на остановку безопасности на 6 метрах, то видно как с лодки свешивается и глядит в воду наш «водитель», тоже Андрей. Отстояв положенное время, решаю добавить еще пару минут остановки, так на всякий случай. Выйдя  из воды, есть какое то чувство эйфории, – был и снял, вроде неплохо, должно все получиться. Весь дайв занял 44 минуты, максимальная глубина 28.8 метров, температура воды +12 градусов, видимость в районе 10-15 метров. Небольшой отдых, обмен мнениями, глоток пресной  воды из пластиковой бутылки и вперед к базе. Потом были сборы лодки и снаряжения, обед и отъезд. Моя дорога в родимый Дальнегорск заняла почти семь часов, остальные добрались до Хабаровска только поздно ночью.

 

Мои выводы

До этого я уже побывал еще на одном затонувшем судне, с похожей судьбой, как у  р/с «Лысьва»,- это шхуна «Виктория», лежащая в заливе Ольги. Им обоим не хватило нескольких минут чтобы укрыться в убежище от непогоды, причины их гибели не известны, да в общем то никто в всерьез и не пытался установить эту причину. Место гибели судов также было установлено случайно, хотя и по-разному. Если «Лысьва» была случайно обнаружена дайверами во время погружения через 30 лет, то «Виктория» была обнаружена уже через полгода с момента ее гибели. Просто по воле случая с нее всплыл конец в несколько сотен метров, к которому подвязываются крабовые ловушки, и он мог мешать судоходству в заливе. Потом, при выборке этого конца, ее случайно и обнаружили эхолотом. Также практически никто, кроме родственников членов экипажа, погибших на этих судах, о них и не вспоминает. А ведь на «Виктории» было семь человек экипажа, и погибла она не тридцать лет назад, а всего лишь три года. По поводу сейнера «Лысьва» существуют несколько гипотез ее гибели. Официальная, которая, правда, так нигде и официально, кроме газет, не прозвучавшая, – судно напоролось на камни у мыса Шульца, после чего переломилось на штормовой волне и затонуло. Но при данной версии совсем не вяжется то, что, судно просто разорвано на две половинки. Сейнер этого типа слишком короткий и прочный пароход, чтобы его разорвало от подводной пробоины, даже на крутой волне. Другая версия, – вытраленная мина времен войны в трюме. И уж совсем фантастическая версия, которую я слышал совсем недавно из уст дайверов, давно ныряющих в этих местах.  Мина могла быть установлена на сейнер случайно боевым сивучом или дельфином белухой, сбежавшим во время тренировки. Ведь теперь ни для кого, не секрет, что в советские времена в бухте Витязь была научная станция, где дрессировали, и не без успешно, морских животных для нужд ВМФ СССР.

 



НомеPhotosTextsLinksfriendsAbout

E-mail: asdiver@mail.primorye.ru
Все права защищены © 2002-2006

Hosted by uCoz