Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout


ШАРМ 2004

( посвящается  Жене Соколюку, которого забрала голубая бездна)  

          Данная история  началась с письма моего старинного приятеля-инструктора ПАДИ Александра Фукса из Казани, спросившего в нем - а нет ли у меня времени и желания съездить понырять в начале января в Шарм, и пообещавшего весьма приличную программу погружений. Конечно, и желание, и время у меня нашлось, не все ж  Фуксу ко мне нырять ездить. Всего лишь семь часов на машине по зимней трассе Дальнегорск-Владивосток, девять часов в «аэробусе» «Аэрофлота», встреча с друзьями встречающими в Шереметьево, а следующим ранним утром вылет из Шереметьева-2, и еще пять часов полета «чартером». И вот мы в Шарм-Эль-Шейхе. Мы - это компания молодых московских бизнесменов, «заболевших» дайвингом, да две дайверских семьи из Казани и я, проживающий в  Приморье. И в этот раз планы нашей компании обширны. Выглядит это примерно так -  обнырять все самые хорошие места в доступности дейли- дайвинга в  Шарме, сделать подводное фото и видео, а также попытаться попасть туда, где не бывает массовых нырялок. Сразу скажу - эту программу мы выполнили, хотя и с некоторыми проблемами. Но об этом потом.

              Ныряем со старыми партнерами Александра Фукса- дайвцентром “.7Diving & Snorkeling Center”, расположенным в Naoma Bay, очень близко от самой гавани. Общаемся в основном с Ферди, он бывший итальянский военный подводный пловец, в Шарме уже давно- около десяти лет, ранее был “freelancer-ом”, но пару лет назад открыл свое дело на пару с приятелем. Арендуют  несколько катеров для дейли дайвинга, могу сказать что, боты вполне приличные. Используемые баллоны - алюминиевые 11 л, в основном универсальные, обоих стандартов DIN/YOKE, баллонов на катере всегда в достатке. Команда на ботах, по крайней мере, на тех двух Jiada -I и Jiada-2 , с которыми  мы ныряли,  достаточно вышколенная и доброжелательная. Обед  уже адаптирован по русским вкусовым качествам, – количество перца везде уменьшено до приемлемых величин. Всегда можно было заказать маленькую чашечку сваренного кофе, традиционно неограниченно чай, напитки, пресная вода. Правда через неделю египетская кухня  надоела, и наша компания решила завести дни традиционной русской кухни на боте. А какая русская кухня без борща, голубцов  и тушеной картошки, правда, для этого покупали не только продукты- зато как нас любили на рынке в эти дни , а также большую кастрюлю, тарелки, ложки и прочую кухонную утварь. Но зато, какой был борщ и все остальное - пальчики оближешь, - спасибо Ане Романовой. Один недостаток в этом великолепие - после такого сытного обеда не больно то хотелось лезть в воду.

        О погоде в Шарме можно сказать -  жарко  не было, позагорать можно было, только если очень сильно захочешь - виной холодный ветер. В воде все как обычно - температура воды + 23 С во всем диапазоне глубин, но тем не менее я нырял в комбинезоне 7 мм “Bare”, плюс использовал шлем,  жарко не было. Видимость практически везде была весьма неплохой, метров до 40. В день было обычно три погружения - два до обеда и одно после, места погружений согласовывались обычно заранее вечером, практически не было стандартного “Local diving”, хотя из локалок мне очень понравилось место под названием "Tower". Это место у самого берега рядом с отелем, небольшая бухточка со стенкой до 70-80 м, потом влево она переходит в более-менее пологий склон. Вот там, на склоне есть скала нависающая карнизом, глубина под ним 38м, снизу он поросший красно-белым веером  горгонарии, во второй половине дня солнышко как раз их подсвечивает в контровом свете - зрелище просто фантастическое.

 

Также запомнились погружения на “Jeckfish Alley” - первая пещера со входом на 9 м, а с выходом на –15 м , просто само великолепие. Там в глубине пещеры есть узкий разлом наверх и пробиваются лучи утреннего солнца – зрелище стоит того чтобы его запечатлеть, как со вспышкой, так и без нее. Правда, желательно, чтобы не успели в пещере намутить сотоварищи. Здесь же недалеко регулярно встречали нескольких наполеонов, я сделал весьма интересный кадр наполеона в небольшой каверне, среди множества стеклянных рыбок, когда он пытался вылезти обратно, но до сих пор не могу понять, зачем он в нее залез. Ну а также регулярно был Рас-Мухамед, со своими стаями барракуд и карнаксов, был старый затонувший пароход “Dunraven”- там я снял неплохую картинку с позирующими batfish, и куча достаточно интересных мест. Ниже я даю описание пары мест, которые практически не освещались нашей подводной прессой, но на которых мы побывали.       

   

               Wrecking  bulk cargo ship “Million Hopes” (“Миллион Надежд”)

        Затонувшее судно под весьма символичным названием  “Million Hopes” лежит за проливом Тиран налево по побережью, примерно в трех часах хода на боте от бухты Травко, и  именно  это одна из причин почему оно не слишком посещаемо –далековато для стандартного дайли-дайвинга. Кроме того еще  сама возможность посещения его сильно зависит от погодных условий- нужен совершенно безветренный день. Этот wreck представляет собой большой балкер( судно для перевозки насыпных грузов), лежащий прямо у кромки берегового рифа,в 500-700 метрах от береговой черты,  затонул он сравнительно недавно, в 1996 году- данные сведения почерпнуты мною из путеводителя по рекам севера Красного моря. Длина судна, на мой взгляд,  примерно 170 м, ширина более 20 м и осадка в грузу была не менее10 м, имеет четыре трюма, три больших крана грузоподъемностью тонн по 20-25, водоизмещение его  около 30000 тонн и на мой взгляд это самый большой из wreck’ ов  в Египте. Информации по данному происшествию практически нет - вроде у него случились проблемы с двигателем, и его снесло на риф, тонул он достаточно долго, с него успели выгрузить часть груза удобрений, ну а потом время и шторма сделали свое дело.

    Примерно к  11 часам утра наш бот подошел к “Million Hopes”, его хорошо видно издалека - часть полубака, краны и верхняя часть надстройки с трубой находятся на поверхности прямо возле рифа. Ферди  просит снять общий вид судна на поверхности, для составления описания, так как оно  в официальных сайтах пока отсутствует – без  проблем  делаю несколько снимков внешнего вида затонувшего судна .  Начинаются суета -  брифинг для всей группы, одевание снаряжения, последние приготовления,  но  я ныряю с напарником  по своему плану - мне нужны картинки этого большого парохода. Вся группа прыгает  в воду, погружаемся. Размеры судна поражают воображение, при видимости 25-30 метров все остальное теряется в дымке, охватить судно одним взглядом невозможно, настолько он огромен.  Дно возле парохода совсем не интересное, в основном песок, на котором лежат части судна, кораллов пока совсем не много, они только начали осваивать затонувшее судно . Первое что вижу возле борта судна это упавшая на дно стрела третьего крана, длина ее метров 25-30. Подходим к корме, глубина 24 метра, здесь для нас самое интересное винт и руль, но массивное перо  руля обломлено у основания баллера и лежит примерно на расстоянии метров 40 от судна. Четырех лопастный винт  диаметром метров восемь, концы лопастей загнуты и сточены об риф. По моему мнению, уже прижавшись к рифу судно,  пыталось от него отойти, но ему это не удалось, только потеряли руль и повредили винт. Делаю несколько снимков винта, видимость не очень - метров 20,  в воде взвесь, теряется контраст изображения. Идем дальше - между рифом и судном имеется узкий проход в сторону носа, шириной пару метров, здесь в районе трюма №2 судно переломилось и со стороны рифа можно войти в пустой трюм. В трюме груза нет, только огромные крышки обрушились вниз. С левого борта судно также разломилось, но разлом сравнительно не велик, по сравнению с правым бортом, но через пробоину можно совершенно спокойно выйти. Делаю несколько снимков в трюме, но уже успели намутить и по всей видимости ничего хорошего не получится. Всплываем на палубу, здесь не глубоко - всего 7 метров и идем в надстройку. Дверь открыта, внутренние помещения поражают размерами, это из-за того, что переборки между каютами сломаны полностью. В одной из кают находим дыхательный аппарат пожарного с полно лицевой маской в весьма неплохом состоянии, здесь же валяются остатки кресел и столиков, раковины умывальников,  по ним можно установить, что это были жилые каюты. Переходим на другой борт, тут солнце красиво подсвечивает через выбитые иллюминаторы кают, стайка стеклянных рыбок плавает под подволоком, отражаясь как в зеркале, в скопившемся под верхом воздухе. Пытаюсь сделать картинку с отражением партнера  и рыбок, но так как использую “Nikonos-V”, то проконтролировать процесс на все сто процентов я не в состоянии, что  и подтвердилось вечером этого дня при проявке и печати пленок. Заходим в лобовую часть надстройки, в помещение СЖБ ( это баллоны с фреоном для тушения пожаров в машинном отделении и трюмах), огромные баллоны по 40 л в идеальном состоянии стоят сгруппированные по 8 штук, пусковые вентиля вращаются без проблем, хоть сейчас  туши пожары.  Буквально после этого выясняется, что у меня сели батареи во вспышке, и мы заканчиваем наше погружение. Основная группа уже на борту и все делятся своими впечатлениями от прогулки по внутренним помещениям судна и машинному отделению. Я же пока перезаряжаю фотопленку в фотоаппарате и ставлю новые аккумуляторы во вспышку. Решаем сходить к носу судна, снять его якоря и после этого прогуляться в машинное отделение, идем двумя парами. После смены баллонов, нас забрасывают на боте поближе к носу, и мы шустро плюхаемся в воду. Сначала несколько картинок возле якоря в клюзе, но, не смотря на предварительные объяснения как нужно позировать, группа из трех моделей практически неуправляема. Ухожу вниз – хочу сделать картинку со стороны форштевня с людьми у левого якоря. Нижняя часть форштевня смята от удара о риф и при некоторой доли фантазии похожа на гримасу лица человека. Корпус судна настолько огромен, что люди рядом с ним смотрятся как насекомые, в голову лезут мысли  о том насколько мал и хрупок человек по сравнению с океаном, победившим даже такое огромное творение рук человеческих, извиняюсь за высокопарность. После съемки идем в сторону надстройки, возле первого трюма опираясь о борт, стоит вертикально  обломанная стрела  первого крана, которая держится вертикально только за счет тросов шкентеля и топенанта,  зрелище также весьма впечатляющее. Нахожу для переднего плана куст мягкого коралла - он красиво смотрится подсвеченный вспышкой, народ ушел вперед и крутится возле стрелы, выбираю момент и делаю три кадра с различной экспозицией для верности. Подходим к надстройке и разделяемся по двое. Идем в машинное отделение, надстройка с кормы разбита штормами, и обломки железа завалили  просвет машинного отделения, хотя вниз нормально можно пройти по трапам. Главный дизель на этом судне был мощностью примерно 12000-17000 л.с. Он, как и все на этом судне, поражает размерами, высота его с трех этажный дом, коромысла впускных и выпускных клапанов длиной метра два. Плохо то, что весь двигатель  завален обломками, и невозможно его окинуть одним взглядом, да и от неосторожного движения поднимается взвесь ржавчины и ила. Так вот и в нашем случае, первая группа прошедшая здесь подняла столько мути, что даже через час она еще не осела. Так что снимать стало бесполезно, а жалко, что это не удается - так красиво смотрелись стайки стеклянных рыбок на фоне лучей света проникающих во внутрь через разломы. Здесь мы разделяемся – Игорь и Кирилл идут вниз, а мы с Александром выходим на корму - я хочу отснять кормовую швартовную лебедку. Очень красиво смотрится кормовая палуба, гроздья кораллов на кнехтах и релингах фальшборта. Серебристые стайки рыбьей мелочи у поверхности и неумолимо преследующие их величавые крылатки. Заканчиваю пленку, выходим на поверхность и  через пару минут мы уже на боте. Шедевров за эти два погружения я не снял, но имею познавательные картинки, чтобы можно было понять, что собой представляет данный “wreck”. Вторая пара выходит через полчаса после нас - у них масса впечатлений. Они спустились вниз еще на три палубы, но до днища  так и не  дошли. В одной из кают был найден сейф - сбылись мечты кладоискателей , ну и минут десять они его вскрывали с помощью ножей и какой то матери, благо после восьми лет в воде он стал как консервная банка. Намутили так, что свет фонарей друг друга еле различали, но сейф все-таки  открыли, – однако там  денег не было. Лежали только  подшипники, которые были завернуты  в промасленную бумагу и как не странно женский бюстгальтер. Это был сейф, скорее всего старшего механика, который оказался  еще и фетишистом по жизни. Как тут не вспомнить капитана первого ранга Мазура из «Пираньи» Бушкова,  который говорил: «Мы, морской люд, поголовно фетишисты…» ,  про себя этого сказать не могу, хотя уже двадцать лет по морям хожу…  Ниже палубой была обнаружена  судовая провизионная камера, открыв большой холодильник, наши парни обнаружили куриные яйца в ячейке и несколько банок с консервами. Так что на  этом пароходе есть, где побродить, любителям железа и приключений на свою голову.    

      Я считаю что судно,  подходя к проливу Тиран,  со стороны порта Эйлат,  потеряло управление и с ходу  ударилось о кромку рифа, повредило подводную часть бака, его прижало к рифу. “Million Hopes” попытался  отойти от рифа,  но  повредил винт и потерял перо руля. После этого началась агония, в результате судно легло на грунт у рифа, где  находится и сейчас.  Но я не эксперт и это чисто мое мнение, как капитана в той, обычной жизни.  


                                   КАНЬОН  У  ТОМАС РИФА,  ПРОЛИВ ТИРАН

 


         
О данном месте в нашей подводной прессе писалось дважды - примерно пару- тройку лет назад  журнал «Октопус» поместил статью, а совсем недавно была статья в новом журнале «Дайв Тек», но все это были статьи посвященные техническим аспектам погружений на смесях. Я же хочу описать свои впечатления как подводного фотографа на этот весьма неоднозначный сайт, хотя и не советую повторять мои опыты. «Часто, другую Синайскую достопримечательность, «Блю Холл» заслуженно называют «кладбищем дайвмастеров»- очень много народу погибло в этом жутковатом месте. В основном, из-за грубого нарушения всех возможных норм по глубине погружения. Но каньон на Томас рифе также очень сложное испытание для дайверов, по технике погружения не менее сложное, чем «Блю Холл», и тоже забравшее не одну жизнь» – говорит Александр Фукс, это слова человека неоднократно бывавшего в данном месте и не только. В общем можно верить.

         Я погружался в каньон за эту поездку трижды, – очень уж хотелось снять интересные фотографии в каньоне. Почему  трижды? Объясняю - первое погружение в большей степени ознакомительное, да и модели забыли включить фонари, хотя пара картинок получилась вполне прилично. Во втором погружении уже попытался, что- то снять, но получилось не очень – засветка от взвеси. Я располагал вспышку снизу, чтобы подсветить фигуры ныряльщиков на голубом фоне разлома, при этом забыл про муть, которую поднимали ласты. Но уже в третьем дайве я учел все или практически все. Немного о предмете разговора. Погружение в каньон Томас рифа совершаются примерно по такому плану - прыгаем в воду немного заранее, погружаемся до 20-25 м и плавно идем по течению вдоль склона рифа. Перед самым разломом каньона отличительная черта этого места – протяженная полоса горгонарий, а сам каньон выглядит голубой трещиной в дне справа от них. Все в основном соответствует описаниям - вход шириной 3-5 метров  на глубине 35 м, первая арка на 45 м, следующая  арка двойная, ее проходы  располагаются на глубинах 58м и 65м. Эта глубина  и есть теоретический предел погружений для дайверов на сжатом воздухе по кислороду, по крайней мере, у TDI. Другой предел глубины есть у  фотоаппарата “Nikonos – V”, он  равен 50 м, но мой без особых проблем снимал на глубине 65 м, хотя многие говорили, что невозможно нормально протянуть пленку на такой глубине. А разлом  продолжает дальше еще круче заваливаться вниз, следующая перемычка уже на 75 м, а что там дальше я не видел. В каньоне  есть только два цвета - голубой цвет у  воды и черный цвет у  голых  безжизненных стен,  видны только какие то белые отростки, весьма похожие на свечи, только без огня.  Рыб здесь практически нет, правда, как - то видел  стайку карнаксов. Но вид наверх по каньону, на встречу к солнечному свету впечатляет. Что-то,  в этом есть. Наверное.

 

     Третий раз я был в каньоне Томас рифа 13.01.2004, я, в общем-то, не слишком суеверный человек - сам родился тринадцатого ноября, но жизнь рассудила по-другому. Разбились на три группы - самая многочисленная идет вдоль рифа с выходом на обратную сторону, благо погода способствует, две других группы по очереди, чтобы не мешать, друг другу идут в каньон. Начали готовить снаряжение, я еще дополнительно проверяю свои фотоаппараты, вспышки и фонари. Свой второй фотоаппарат с макро объективом отдаю приятелю в основную группу - буду его использовать когда, выйду из каньона.  Вот все готово к погружению, капитан бота дает свисток, что мы на месте и наши две группы первыми уходят в воду. Погружаемся до 20 м и идем по течению к каньону, впереди нас, в метрах двадцати, идет тройка ныряльщиков - скорее всего итальянцы, если судить по их снаряжению - ласты Mares Volo у одного из пловцов  и длинные Sporasub вместе с сухим костюмом у инструктора, идущего впереди. Вижу, впереди на склоне виден ряд горгонарий, а вот справа чуть ниже и правее виден синий разлом каньона. Подходим к входу, и тут я вижу, что троица итальянцев устремляется также в каньон. Это не входит в мои планы - не желаю, чтобы кто то успел поднять муть,  и из за этого у меня опять не получатся нормальные картинки. Я ускоряюсь и вхожу следом за ними в разлом, и после первой арки на 45 м я их обгоняю. Прохожу через вторую верхнюю, пытаюсь успокоить дыхание, самочувствие более-менее – только голова начинает раскалываться от головной боли, (собственная углекислота от интенсивной работы или первые признаки кислородного отравления - не знаю, может то и другое вместе ) быстрый взгляд на компьютер - глубина 62 м, воздуха достаточно, так что пока все идет нормально. Тут подходит один за другим идущие первыми трое итальянцев, подсвеченные сзади мощными фонарями моих напарников - зрелище впечатляющее, и я, подняв вспышку наверх, начинаю съемку. Последовательно снимаю проход через  верхнюю арку всех пятерых человек, –  я знаю, я просто уверен,  что все получилось однозначно. Дожидаюсь последнего члена своей группы, мой компьютер  показывает две минуты «деки» на 6 м,  и начинаем подъем по диагонали по склону рифа. Поднявшись примерно до 50 м, оглядываюсь на каньон, и вижу, как поднимаются из узкого разлома каньона три ряда пузырей - это идет наша вторая группа. Тут же приходит в голову мысль сфотографировать их в каньоне, тем более, что осталось шесть кадров в пленке. Показав партнерам, что я пошел вниз, снова вхожу в каньон. Подо мною, метров на пять ниже, идут вниз трое, первым – Айван- он подходит к арке на 75 м, потом Женя и замыкает группу Ферди. Я уже знаю,  что картинка будет никакая, так как я их гораздо выше, а они внизу каньона, и не оторваны от фона. Но, тем не менее, почему- то разза разом делаю пять снимков и когда я нажимаю спуск фотоаппарата в последний раз, на меня оглядывается Женя. Он перед погружением поместил по бокам на маску два маленьких фонарика, и два эти лучика света смотрят на меня. Последний взгляд – мистика полнейшая. (Как я потом  реконструировал события, им оставалось метров 20-30 до времени «Ч» и это был действительно последний взгляд наверх.)   Айван в этот момент подходил  уже к третьей арке на 75 м. И я понимаю, что парни пошли гораздо глубже нас и у них своя цель - удачи вам.  Все, я быстро, на сколько позволяет компьютер, подвсплываю  до своей группы и мы начинам размеренно подниматься. Весь мой клевок вниз по каньону от начала до конца занял минут 8, мой компьютер тут же увеличил «деку» до шести минут на 6 м. Довольно быстро нагоняем основную группу, я меняюсь фотоаппаратами, и, подойдя поближе к краю рифа,  добиваю пленку на макро.  После,  отстояв положенные минуты «деко-стопа» и остановки безопасности, всплываю. На море полный штиль, ласковое солнышко, в общем, –хорошо, полная расслабуха. Мы обошли Томас риф с другой стороны, ищу наш бот. Он,  почему- то, на противоположной стороне рифа, сигналю свистком – мое погружение завершено,  у меня оно заняло примерно минут сорок. На боте мне показали, что меня увидели. Тут начинает выходить остальная группа, начинается обмен впечатлениями о погружении - всеобщее умиротворение и довольный смех.

А бота все нет, минут через десять мы все начинаем беспокоиться, в чем тут проблема, но вот бот дает ход и идет к нам. Когда он уже был близко, в метрах пятнадцати от нас , я вижу только бледное лицо Ани, спрашиваю что случилось. И в ответ слышу только одно слово – Женя. Вот и все… 

      Поднимаюсь на бот одним из первых и моему взору предстает такая картина - слева на спине лежит в конвульсиях с кислородной маской Ферди, справа на платформе привалившись правым плечом к переборке полулежит Айван, также с кислородной маской, у обеих мраморная кожа и поверхностное дыхание. А   справа у борта ближе к салону лежит укрытый полотенцем  Женя, но уже не живой…

Все, абзац…

 Заключение.

      Потом  уже в госпитале,  Ферди  расскажет, что произошло на глубине. …Женя  мгновенно теряет сознание на глубине, по всей видимости, от кислородного отравления, и выпускает легочник, итальянцы тут же начинают всплывать с ним с максимально возможной скоростью всплытия, наплевав на декомпрессию, хотя осознано  понимая, чем это пахнет для них самих - в лучшем случае закончится барокамерой, а в худшем - местом на кладбище. Всплыв на поверхность, начинают реанимационные действия и зовут бот. Взобравшись на него, орут, чтобы вызвали спасателей и дали кислород.  Разрезают костюм на Жене и продолжают реанимацию - искусственное дыхание и кислород. Это продолжается минут десять- пятнадцать, о себе даже не вспоминают- только расстегнули костюмы. И только когда уже себя почувствовали конкретно плохо, легли на палубу и начали дышать кислородом. Но кислород в обоих баллонах заканчивается,  начинается поиск по ботам. Потом прибывают спасатели, срочно дают кислород итальянцам,  начинают осматривать Женю - и уже окончательно констатируют смерть. Отбывают спасатели, забрав обоих итальянцев и их снарягу, за Женей приедут чуть позже…

     По прошествии месяца, я связывался с Ферди, он все также в госпитале, только в Италии, все еще парализована нога, но пишет, что есть хорошие шансы на выздоровление. Дай бог, может еще увидимся,  и  поныряем.

 

Шпатак Андрей

20.02- 23.03.2004




Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout




E-mail: asdiver@mail.primorye.ru

Все права защищены © 2002
Hosted by uCoz