Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout



NIKONOS-5” –
субъективный взгляд

Наверное, это странно, во время бурного развития «цифры» в фотографии заводить разговор о пленочной  камере, тем более, которая уже как два года снята с производства. Но мне кажется, что  она еще не скоро сдаст свои позиции у подводных фотографов. Речь идет, если вы еще не догадались, о камере «Никонос-5». Данный фотоаппарат, для тех, кто не знает или уже забыл,  это такая шкальная подводная камера со сменной оптикой, которая в неизменном виде выпускалась более двадцати лет, а самому семейству «Никоносов» - вообще более пятидесяти лет.  Коротко о нем еще можно добавить так – камера из металла, весом около одного килограмма, предназначена для съемок под водой на глубинах до 50 метров. У меня «Никонос-5» появился зимой 1998 года, а  свои первые снимки им я сделал  весной 1999 года, и с тех пор весьма активно снимаю этой камерой под водой, обычно от 25 до 40 пленок в год, правда, в этом 2004 году установлен  своеобразный рекорд – 50 пленок. Данную камеру я использую исключительно для съемки широким углом, где она зарекомендовала себя наилучшим способом. Но не будем забегать вперед. Все по порядку.

Родная «никоровская» линейка подводной оптики к «Никоносу-5» состоит из пяти объективов от широкоугольного 15 мм до небольшого «телевика» 85 мм, плюс еще насадочная макро линза, которую можно устанавливать под водой перед объективом. Помимо этого фирма Sea & Sea также выпускала для него три объектива, широкоугольную линзу  и три макро кольца. В принципе можно считать, что данный фотоаппарат может перекрыть любые потребности подводного фотографа – от макро до широкого угла. Но не стоит забывать, что «Никонос-5» шкальная камера и наводка на резкость осуществляется  выставлением примерной дистанции на объективе. При съемке с использованием макро линзы (кольца), дистанция определяется с помощью «рамки», установленных под объективом. В большинстве случаев, при попытке подвести «рамку» к какой-нибудь рыбке для съемки в режиме «макро», рыбка уплывет, наверное, кроме рыбы-клоуна в тропиках. Остается также съемка неподвижных объектов - голожаберных моллюсков, звезд и раковин.

В принципе данный способ макро съемки можно доработать, заменив «рамку» источниками точечного света, установленные сбоку от объектива и сфокусированные на дистанцию резкости, но у вас тогда не будет видна граница кадра, – подобное устройство выпускается несколькими небольшими фирмами. Либо самостоятельно делается из подручных средств с использованием лазерных указок, «на коленке» . Другой путь – самый простой и в тоже время самый сложный – это снимать на удачу, убрав заранее «рамку» и подводя фотоаппарат на примерную дистанцию съемки и ориентируя по направлению объектива на снимаемый объект. Таким способом я пробовал снимать своим «Никоносом-5» с установленным макро кольцом. При определенной доле удачи и везения, я получал резкую картинку, хотя брак по резкости на пленке, снятой таким образом, у меня, особенно в начале,  достигал цифры 80-90 процентов. Другая проблема - при такой съемке нет никакой гарантии, что картинка будет правильно скадрирована, так как, самое главное, не видно границы кадра - это доступно только зеркальным камерам. Конечно, со временем, при съемке подобным способом, процент удачных кадров будет расти, особенно если при этом не вспоминать, сколько и каких сюжетов при этом  будет загублено. В качестве примера приведу наиболее запомнившийся сюжет при макросъемке, который был загублен из-за того, что не видишь реально, что снимает фотоаппарат. Осень 2000 года, залив Владимира, каменистый свал в бухте Южной. Моя третья макросъемка «Никоносом-5», снимаю с кольцом, но уже без «рамки». Очень хочу снять крупно портрет мохнатоголовой собачки, но в процессе всего этого погружения, не смотря на тщательный поиск, она не попадается, хотя должна быть в этих местах. Глубина поиска в диапазоне от12  до 6 метров, видимость около 5 метров, температура воды +12 градусов. В баллоне остается воздуха 40 атмосфер, и тут мне улыбается удача. На куске металлического швеллера, заросшего пурпурными асцидиями и желтой губкой, я вижу ее – крупную мохнатоголовую собачку. Она лежит, свернувшись кольцом, и совершенно спокойно смотрит в мою сторону. Я очень медленно, чтобы не потревожить вожделенный объект съемки, приближаюсь. И вот я в меньше, чем в полуметре от собачки. Подношу «Никонос» к маске и тщательно компоную кадр, прицеливаясь через видоискатель фотоаппарата, фотографирую, каждый раз, слегка изменяя дистанцию съемки. Собачка спокойно переносит мою фото серию, а я, добив пленку,  всплываю с отличным настроением. Каково же было мое разочарование, когда на следующий день, я проявил пленку в фотолаборатории. Прицеливаясь через видоискатель на таком небольшом расстоянии, я совсем забыл про параллакс и у меня на пленке, вместо такого желанного портрета собачки, получилась только нижняя часть головы собачки, хотя с резкостью на большинстве кадров как раз было все в порядке.

Про съемку длиннофокусным объективом 85 мм, в принципе можно также сказать, что при съемке под водой слишком велика доля везения, так как выставить точно дистанцию съемки на нем очень сложно. Это утверждение можно легко проверить на поверхности, поставив на любую зеркальную камеру объектив 85 мм. Наведите его на какой-нибудь объект, используя только шкалу расстояния на объективе, а затем проверить наводку на резкость, просто посмотрев в видоискатель. Думаю, что вопросов по данному поводу больше не будет.

Но зато при съемке с широкоугольной оптикой  «Никонос-5»,  по моему мнению, может составить достаточно серьезную конкуренцию самым современным зеркальным фотоаппаратам в боксах, особенно если учитывать его вес, компактность и практически постоянную готовность к съемке.

Как наиболее бюджетный и экономный можно использовать такой вариант - фирмой Sea & Sea выпускается широкоугольная насадочная линза на 35 мм штатный никоносовский объектив, сделанная по образцу и подобию широкоугольных линз к фотоаппарату этой же фирмы Motomarine EX II, а теперь  уже и EX III. С минимальными затратами вы получаете широкоугольник 16 мм с углом 95 градусов под водой, правда относительное отверстие данной системы будет 5.6, но за те деньги, какие вы затратите на линзу, об этом неудобстве можно и забыть. И это не просто ради рекламы -  я знаю, о чем говорю, у получившейся системы «штатный 35 мм объектив + широкоугольная линза» соотношение «цена-качество» самое высочайшее. В дополнении к получившемуся широкоугольнику желательно, но, в общем, не совсем обязательно – это зависит от наличия у вас финансов, было бы еще купить выносной универсальный широкоугольный видоискатель этой же фирмы, просто с ним удобней будет снимать, хотя он стоит столько же, сколько и сама линза.  Я с самого начала своих съемок «Никоносом-5»  использовал такую широкоугольную линзу, сначала без дополнительного видоискателя - из соображения экономии средств, и я получал весьма хорошие картинки, хотя частенько «обрезались» в кадре головы и руки. Но как только финансовая ситуация позволила, видоискатель я себе купил.  К вопросу о наиболее распространенной ошибке при использовании широкоугольной линзы. При ее использовании, нужно не забывать  присоединять ее к объективу только под водой, иначе между ними могут остаться пузырьки воздуха и испортить снятую удачную картинку. Я сам пару-тройку раз подобным образом попадался. Самый обидный случай произошел в 2000 году, осенью. Мы ныряли в заливе Владимира, на свале у пирса ПДСС. Прошли с напарником каменистый свал, дальше пошел илистый песок с отдельными огромными кустами актиний, больше похожими на пальмы. Глубина 17 метров, видимость в пределах 5 метров. Вижу, как впереди, на пределе видимости клубится песок, как будто работает грязевой вулкан,  и это движется в нашу сторону. У самого сердечко екает от непонятности, – что же это такое, ничего подобного я еще в жизни не видел. Показываю  своему партнеру, решаем все-таки подойти посмотреть. Подплываю поближе и вижу, как по дну носится огромное стадо, в несколько сотен, особей молоди камчатского краба в поисках еды,  вздымая при этом клубы песка. При приближении к нам, крабы, те что, перед тобой, останавливаются и становятся в оборонительную позицию с поднятыми вверх клешнями, зато остальные продолжают тебя обтекать. Я с чувством глубокого удовлетворения отснимаю кадр за кадром, фиксируя данное событие. Но потом каково было мое разочарование от испорченной пленки - как потом оказалось, пузырек воздуха оставшийся между линзой и объективом, и прилипший прямо по центру кадра, испортил мне всю пленку. После данного случая, я накручивал линзу только под водой, при  этом, внимательно просматривая ее заднюю часть и, встряхивая несколько раз, чтобы не оказалось прилипших пузырьков воздуха.

 

В 2002 году я приобрел в Японии15 мм объектив к «Никоносу» от фирмы Sea & Sea. На вопрос, почему не родной никоровский объектив, могу ответить так - у данного объектива цена в два с половиной раза ниже, кроме того, он гораздо компактнее и легче, что не маловажно при дальних поездках, но конечно именно разница в цене сыграла основную роль. Данным объективом я снимал в различных условиях и остаюсь им весьма доволен - максимальная глубина съемки 65 метров (каньон у острова Тиран), минимальная температура воды +1 градус. Рисует весьма прилично, но, как не странно, более требователен к точной установке дистанции при съемке, чем можно было бы предположить. При точном «попадании» по дистанции - картинка просто «звенит» от резкости. Но если дистанция определена не совсем точно, хотя вроде и перекрывается по «глубине резкости», то кадр также вроде «практически» резкий, но – какая то она  рыхлая, эта резкость. Угол захвата объектива в 95 градусов хорошо перекрывается  углом отсвета вспышек Sea & Sea YS120 и YS350, даже без штатного рассеивателя. Он не плохо рисует при съемке в контровом свете, практически нет паразитной засветки и артефактов от лепестков диафрагмы на пленке. Хотя при съемке среднего размера осьминогов под водой я столкнулся с тем, что мне не всегда хватает угла захвата данного объектива, и при этом уже с дистанции 1 метр не стоит забывать про параллакс и пользоваться специальной меткой в выносном видоискателе. В принципе я им также снимал типа макро, но точнее будет сказать - портреты довольно крупных морских обитателей, ведь минимальная дистанция съемки в 30 см позволяет делать без особого труда. С не привычки, сложно бывает учесть параллакс,  просто строишь картинку по оптической оси объектива и по направлению на снимаемый объект, предварительно оценив через видоискатель, как она примерно будет выглядеть. Таким образом, я снимал достаточно крупных бычков, дальневосточную зубатку, волосатых рогаток и портреты небольших осьминогов в Японском море. В Красном море подобными моделями для съемки были черепахи, скорпены, рыба-крокодил, скаты, крылатки и как не странно - рыба-клоун (анемоновая рыбка). Интересный момент был на Красном море в январе 2004 года. Место - Шарм-Эль-Шейх, заповедник Рас-Мухамед, дайв-сайт назывался «Jaskfish Alley». Это было третье погружение  за день, уже где-то после обеда, в районе 15.00 часов. Здесь после двух небольших пещер и гротов идет песчаная аллея с несколькими отдельно стоящими коралловыми «головами». На одной из таких крупных «голов» я снимал, используя макро объектив в боксе, небольшого каменного окуня среди веточек столового коралла. Также обратил внимание на большое количество стеклянных рыбок, которые заполняли небольшую каверну в самом массиве «головы», она была чуть больше метра в глубину и примерно такого же диаметра. Пока я был занят здесь съемкой, наша группа прошла немного вперед, но находилась в пределах видимости. Крупный наполеон группой был замечен сразу, все кинулись к нему, приманивая вытянутыми руками - типа куриное яйцо в кулаке. Но наполеон, как классный слаломист, проскользнул мимо всех, ни на кого не обращая внимания, – устал наверно за день быть доверчивым и гоняться за недостижимым лакомством. Я, всего этого не видел, и как раз закончив макро съемку, выхожу из-за коралловой головы и вижу, как мимо меня неторопливо проскакивает здоровый наполеон (длиной около 2 метров) и скрывается за коралловым выступом. Я немного подвсплываю над «головой» и ищу его взглядом, но его ни где не видно. Тем не менее, готовлю к съемке свой второй фотоаппарат «Никонос-5» с 15 мм объективом, а макро  пока откладывается. Решаю пойти по следу наполеона и посмотреть, куда он мог скрыться. Огибаю коралловую глыбу, впереди его опять не видно. Оборачиваюсь назад и вижу, как из той самой каверны, в окружении множества стеклянных рыбок, торчит только хвост этого наполеона. Как он там смог уместиться, остается для меня загадкой. Я спокойно подхожу поближе, выставляю диафрагму, уточняю дистанцию съемки смотря в видоискатель, проверяю, как смотрит вспышка, – в общем, все как по учебнику, ведь наполеон то меня не видит и можно спокойно готовится с съемке. Затем трогаю его за хвост и жду, когда эта огромная рыбина развернется на выход. Дождавшись, смотря в видоискатель фотоаппарата, когда появится из каверны  «морда лица» наполеона, в окружении струящихся вверх и вниз стеклянных рыбок, и четко скомпоновав кадр, нажимаю на спуск. Вспышка «блицает» –  снято,  наполеон быстро исчезает в синеве, а через секунду стеклянные рыбки, как ни в чем не бывало, продолжают свое бесконечное движение в каверне. Тут я был совершено, уверен, что мне  эта картинка удалась. Этот факт  подтвердился, уже этим же вечером, после проявки и печати контрольных отпечатков в береговой фотолаборатории Шарма.

 

Впервые на «фишай»  Sea & Sea 12 мм для «Никоноса» я обратил внимание еще тогда в 2002 году, когда покупал себе 15 мм объектив. Так уж повелось, что всю подводную фотоаппаратуру и оптику я традиционно покупаю у своего старого японского приятеля Yoshikasu Kanesaka , подводного фотографа из города Акита, в Японии. Еще тогда он рекомендовал мне взять именно объектив 12 мм, а не 15 мм,  говоря, при  этом, что он гораздо лучше. Но я хотел получить именно замену системе “объектив + насадочная линза” в уже привычном мне диапазоне 15 мм и купил именно то, что хотел. После этого три года я  снимал с 15 мм объективом в самых разных условиях  и продолжаю оставаться им  вполне довольным.  К 12 мм объективу я вернулся только зимой 2004 года, после возвращения из Шарм-Эль-Шейха. Первое на что я обратил внимание в каталоге “Sea & Sea”, что это не просто другой широкоугольник, а именно “фишай” с углом захвата под водой 156 градусов. Потом задал вопросы старым подводным фотографам, их мнение было однозначным- объектив, не смотря на свою редкость и не распространенность среди подводных фотографов, просто великолепный, но как недостаток отметили, что из-за угла захвата объектива света от одной вспышки будет не хватать и желательна вторая вспышка. Этот объектив я приобрел еще в июне, вместе со специальным  видоискателем, но из-за занятости на работе, только в августе мне удалось его опробовать под водой. Теперь, после того как я отснял им более 20 пленок меньше, чем за месяц, могу сказать, что я влюблен в этот объектив и по моему, сугубо субъективному мнению, - это лучшее из подводной оптики, что уже в мире существует. Не смотря на то, что мое мнение о нем самое восторженное,  оно основывается не только на эмоциях, а также и на достаточно большом опыте подводной фотосъемки и фотографиях, сделанных с помощью этого объектива и проанализированных позже .

Конструктивно все сделано весьма компактно и очень похоже на увеличенный в размерах 15 мм объектив. В нем есть встроенная металлическая лепестковая бленда, она же является защитой объектива от неосторожного обращения. Поражает воображение фантастическая глубина резкости данного объектива. У меня есть фотография камбалы в окружении четырех дайверов, при съемке объектив практически касался тела камбалы, но, тем не менее, все получилось в резкости. Либо я снимал достаточно крупного бычка в движении «с проводкой», на фоне спутанных веревок. Расстояние до бычка, когда он начал движение, было не более 5-7 см от объектива, но все также осталось в резкости. Вспышка, при подобной съемке, располагается несколько над и позади фотоаппарата, что связано с большим углом захвата объектива,  чтобы исключить или уменьшить обратную засветку от взвеси в воде. В этой же связи можно получить весьма интересный эффект при съемке, как раз из-за того, что угол покрытия вспышки гораздо меньше угла захвата объектива. Желательно это делать на небольшой глубине и достаточном количестве солнечного света. Ставите выдержку 1\30 сек. и снимаете достаточно крупный объект (камбала, бычок, осьминог и т.п.) в движении, «с проводкой» - то есть фотоаппарат во время съемки движется синхронно со снимаемым объектом.  Получается, что движение снимаемого объекта в момент вспышки и в ее луче - будет заморожено, а вне луча - смазано, от этого картинка выглядит весьма интересно. Я, таким образом, снимал плывущих у дна осьминогов и камбалу, при этом из-за довольно сильной дисторсии, дно по краям кадра имеет сильные завалы и это можно использовать для усиления впечатления от фотографии. Если объект съемки помещать чуть ниже оптического центра, то искажение видимого подводного «горизонта» на снимке напоминает  «земной шар». У этого объектива очень сильно чувствуется тоновая перспектива, – никогда не перепутаешь где передний план, а где задний. При съемке на небольшой глубине (до 10 метров) и хорошей освещенности в солнечный день, проблема несоответствия светового угла вспышки и угла захвата самого объектива практически не чувствуется, особенно на фоне светлого грунта. Как пример - песок в бухточке Третье Лангоу, моя любимая фото площадка для съемки осьминогов, либо при съемке пловца над дном, но на фоне воды. Зато при съемке на больших глубинах и в условиях плохой освещенности, очень сильно проявляется, как я для себя называю,  «эффект туннеля» - луч вспышки на пленке получается,  как луч фонаря в темноте. Но и при данных обстоятельствах можно получить вполне приличную картинку, особенно если снимаешь кадр вертикально. Следует располагать в верхней части кадра более освещенную воду, а еще лучше солнце, а вспышкой подсвечивать только основной объект съемки, за счет этого выравнивается освещенность в кадре. Таким образом, я снимал крупного осьминога в расселине между крупными валунами, на глубине 35 метров. Происходило это в районе Трехозерья, под Находкой, в сентябре 2004 года. Мы с партнером, встретили подряд трех крупных осьминогов на площади примерно 30 «квадратов». Первый из осьминогов пытался уйти, но был пойман во время движения у дна и привлечен к позированию в кино. Второй просто сидел в норе под камнем, выходить наружу не желал и только отгонял меня своими двумя дежурными щупальцами. Третий осьминог совершенно спокойно находился между двух камней, был белого цвета и ему не было до нас совершенно никакого дела. Я скомпоновал кадр по вертикали, так чтобы осьминог был в нижней половине кадра, а в верхней трети я мог видеть более светлую воду, на фоне угадываемой поверхности. Вспышка в режиме ТТЛ высветила осьминога, а более светлый верхний край с водой завершил композицию.

 

К вопросу о второй дополнительной вспышке при съемке «фишаем» -  я задумался об этом после съемок на большой глубине. Но пока что, сам еще не пришел к четкому пониманию, – нужна ли мне вторая вспышка или все-таки нет. В данной проблеме есть как «за», так и «против».  Действительно, при съемке с еще одной вспышкой в «слейв»  режиме можно осветить все захватываемое «фишаем» пространство. Получается, что две вспышки лучше, чем одна. Можно продолжить эту тему, – а три вспышки лучше, чем две….И так далее. Конечно, это больше шутка. Но так ли это необходимо осветить все, ведь в подводной фотографии в большей степени важно выделить именно главный объект в композиции, с чем, в большинстве случаев, достаточно легко справляется и одна вспышка. Зато, скажите вы, вторая вспышка убирает глубокие тени от первой. Но наличие еще одной длинной «руки» с дополнительной вспышкой сильно уменьшит преимущества в малых габаритах и легкости у “Никоноса”. Зато, опять скажите вы, наличие еще одной вспышки позволит избежать грубых промахов в освещении объекта. Но замедлит приведение аппаратуры в готовность к съемке, что касается перемещающихся под водой объектов и особенно важно  при съемке “на вскидку”.  Кроме того с двумя развернутыми вспышками, готовыми к съемке, будет гораздо сложнее догнать столь любимого мною осьминога, если он начнет убегать. Также, я практически всегда беру с собой оба фотоаппарата, чтобы быть готовым к любому развитию событий, а это значит что, мне гораздо сложнее будет все это перемещать под водой во время погружения.

Лучший ответ на этот вопрос – нужно просто взять и попробовать поснимать под водой со второй вспышкой. Но ответ на данный вопрос я получу уже в следующем подводном сезоне.

P.S. При съемке на островах Палау в январе 2005 года, я попробовал съемку «фишаем» 12 мм в «пол-воды». Получились весьма неплохие картинки японского истребителя «Зеро», лежащего на глубине полтора метра, и это не смотря на запрет использования данного  объектива на воздухе. Съемку со второй вспышкой я так и не попробовал, вроде и так не плохо получается.

Шпатак Андрей

06.11.2004 года 



Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout




E-mail: asdiver@mail.primorye.ru

Все права защищены © 2002
Hosted by uCoz