Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout


Изумруд 2005

1-го июня на Невском судостроительном и механическом заводе состоялась закладка двух новых быстроходных крейсеров "Жемчуг" и "Изумруд" и спуск на воду контр-миноносца "Безупречный".

Петербург, по телефону 15 (2) июня 1902 года

 

 Крейсер “Изумруд” строился в рамках судостроительной программы 1898 года "для нужд Дальнего Востока". Проект был разработан специалистами Невского судостроительного и механического завода на основе чертежей крейсера "Новик", построенного по заказу России, немецкой фирмой "Шихау". В отличии от прототипа расширили корпус и установили скуловые кили. Вместо 12 водотрубных котлов системы "Шихау" установили 16 котлов системы "Ярроу". В результате скорость упала до 24 узлов. Зато усилили вооружение до 8 120мм орудий Канэ.

Тактико-технические данные:

Водоизмещение: 3 130 тонн

Размеры:

Длина – 105,99 метра

Ширина – 12,8 метра

Осадка – 5,33 метра

Силовая установка: 3 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 3 винта, 17,000 л.с.

Скорость: 24 узла

Дальность плавания: 710/2,090 миль (20/12 узловым ходом)

Экипаж: 354 человека

Вооружение: 8х1 120-мм и 4х1 47-мм орудия, 6х1 7,62-мм пулемета, 3 457-мм надводных торпедных аппарата

Бронирование: палуба от 10 до 20 мм, боевая рубка – 30 мм

Всеподданнейше доношу Вашему Величеству, что эскадра генерал-адъютанта Рожественского…14-го сего мая подошла к острову Тсусима, где встретила неприятельский флот в полном составе. В 1 час 20 минут вступила в бой.

(Всеподданнейшая телеграмма командира крейсера второго ранга "Изумруд"
капитана второго ранга барона Ферзена
Отправленная из поста Св. Ольги 19 мая в 9 часов 55 минут пополудни.

  Предисловие к истории:

14 мая 1905 г. 2-я Тихоокеанская эскадра направленная на Дальний Восток для  перелома хода военной компании между Россией и Японией и завоевания господства на море, совершив беспримерный в истории военных флотов мира, 18000-мильный переход через три океана подошла к восточному  входу в Корейский пролив, за которым открывалось последнее на ее пути море - Японское. И порт назначения – Владивосток. В 13 час 20 минут в северной части Корейского пролива в районе острова Цусима русская эскадра встретилась с неприятелем.  Русской эскадрой, имея свой флаг на броненосце "Князь Суворов", командовал вице-адмирал Рожественский Зиновий Петрович (1848-1909 г.г.). Во главе японского Соединенного флота (флаг на броненосце "Микаса") стоял уже почти возведенный в ранг национального героя 58-летний адмирал Хейхатиро Того. В 13 час 49 минут левая носовая шестидюймовая башня броненосца "Кн. Суворов" произвела пристрелочный выстрел, и сражение, получившее впоследствии название Цусимского, началось...

Итоги его известны и трагичны. 18 русских боевых корабля пошли на дно, 5 было взято в плен, 4 корабля ушли в нейтральные порты и там разоружились и только 3 достигли Владивостока. 5045 русских моряков были убиты, утонули, сгорели заживо и пропали без вести. Россия, потерпев небывалую в истории своего флота катастрофу, более чем на 10 лет оказалась отброшенной в разряд второстепенных морских держав.

Не втягиваясь в подробное описание самого Цусимского боя, дабы оставить читателю, возможность самим просвещаться в данном вопросе, благо, чем дальше от нас уходят во времени события той войны, тем все больше авторов и критиков «окунают перо в чернильницу» и воспроизводят на бумаге свои видения тех времен, переписывая на свой лад и сторонний заказ, историю.

Из числа кораблей, не сдавшихся японцам, сумевший прорвать кольцо японской эскадры и ушедший к родным берегам,  был  крейсер 2 ранга «Изумруд» под командованием капитана 2 ранга барона Ферзена. Отклонив предложение о сдаче и используя преимущества в скорости, крейсер сумел уйти от бросившихся за ним в погоню, двух наиболее быстроходных японских крейсеров.

Командир корабля, уйдя от реальной опасности, запаниковал, не выдержав ответственности свалившейся на него, принял решение не идти во Владивосток, опасаясь ожидавших его на подступах к городу кораблей противника и русских минных полей, ушел дальше на север. И в 1 час 30 минут  17 мая 1905 года при входе в залив Владимира, на скорости 12 узлов, всем корпусом выскочил на мель рифа Орехова. Попытки самостоятельно сняться с грунта успехов не имели. Напуганный надуманной возможностью захвата крейсера японцами, капитан 2 ранга барон Ферзен принимает решение крейсер взорвать, мелкую артиллерию затопить в заливе. Офицерам и команде было приказано в пешем порядке следовать во Владивосток, куда они и прибыли спустя полтора месяца, гоня перед собой стадо коров, закупленных по приказу коменданта Владивостокского гарнизона.

Местные жители, прочитав на фуражках надпись "Изумруд", посмеивались:

     - Должно быть, надоело им плавать.

     - Да, корабль на скотину променяли.

     На станции Океанская скотина была сдана генералу Шушинускому.

Барон Ферзен получил от него благодарность. Мучения для моряков кончились.

Они могли отдыхать, уносясь дальше уже на поезде. Во Владивосток изумрудовцы прибыли ночью.

Начальство местного гарнизона, словно в насмешку, встретило их с музыкой, как настоящих героев.

 

 («Цусима» А.С. Новиков-Прибой)

 

            13 июля 1905 года, спустя два месяца после вышеописанных событий  в бухту Св. Владимира наконец-то прибыл 5-й боевой отряд 3-й эскадры вице-адмирала Катаока. , где на камнях сидел разбитый и взорванный крейсер “Изумруд”. Старший офицер капитан 2 ранга Хидесима возглавил отряд, исследовавший степень поврежденности русского корабля. Результат осмотра оказался совершенно неутешительным — снять крейсер с камней не представлялось возможным

 

Навсегда врезались в их память пустынные берега бухты и гулкие взрывы, превратившие "Изумруд" в бесформенную, дымящуюся развалину. Мертвый, он далеко остался позади на камнях, никому уже не нужный из его команды. Но следующие поколения моряков, заплывая в бухту и заглядывая на торчащий из воды изуродованный остов крейсера, еще долго будут говорить о том,

до какого безумия может довести паника на войне.

 

(«Цусима» А.С. Новиков-Прибой)

Россия, потерпев небывалую в истории своего флота катастрофу, более чем на 10 лет оказалась отброшенной в разряд второстепенных морских держав. Хаос в государстве и неспособность императора, а в дальнейшем правительства страны, привело к колоссальному расколу мировой политической системы. Первая мировая война, революция и братоубийственная гражданская война - вот плоды берущие свое начало в военно-политическом курсе стране начала 20 века. Флотоводцы и флот оказался не в состоянии противостоять неприятельской эскадре, как в стратегическом  плане, так и в технической оснащенности боевых частей. Но все это меркнет перед поистине героической ролью русских моряков вне зависимости от чинов и звании, безропотно принявших эту заведомо для себя известную долю. Погибнуть в бою,  но навеки остаться в памяти потомков, пусть большей частью безвестными и безымянными героями

Цель нашей короткой экспедиции – конкретный корабль, останки которого покоятся на дне залива Владимира, Приморского края. За свою недолгую корабельную жизнь он не совершил подвигов подобных «Новику» и «Варягу», но, не смотря на свой трагический и нелепый конец, все-таки сумел остаться в памяти потомков как пример мужества и верности присяге. С той войны прошло 100-лет, и к месту «последней стоянки» крейсера решили отправиться дальневосточные дайверы, желающие почтить память русских моряков погибших в Цусимском бою. Точкой  рандеву которой был назначен дайв- центр «ASDIVER DEN» расположенный в небольшой деревеньке Смычка на берегу бухты Рудной. Туда, 27 мая 2005 года, и направились члены дайв-клубов городов Биробиджан-Хабаровск (SCUALUS), Владивосток (Владскуба). 

Горох Валерий


   

 Шпатак Андрей

       К истории вопроса: В детстве и юности я  несколько раз читал «Порт Артур» Степанова, «Цусиму» Новикова-Прибоя и «На «Орле» в Цусиме» Костенко написанные о русско-японской войне 1904-1905 годов. Я сопереживал героям этих книг и тихо ненавидел японцев, а также  бездарных царских генералов и адмиралов. В 1977 я стал ходить в клуб подводного плавания «Горгона», начал учиться плавать под водой с аквалангом АВМ-1М, не забывал свою любимую подводную охоту. Как-то в одно из летних выходных, клуб собрался в залив Владимира, понырять и пособирать гребешка. Тут  впервые и всплыло упоминание о крейсере «Изумруд», который был взорван в этом заливе. Так появилась ЦЕЛЬ. Но эта поездка у нас не сложилась, и поиски крейсера были отложены, но не забыты. Через год были налажены контакты с военными и получено разрешение на поиски корабля. Первые две экспедиции ничего не дали, кроме новых подводных впечатлений, «Изумруд» искали по всему заливу в диапазоне глубин от 10 до 30 метров. Я принимал участие уже в третьей экспедиции клуба в 1981 году, место расположения крейсера уже было установлено достаточно достоверно и поиски его в этот раз увенчались успехом. Были найдены остатки корабля - днище и кусок борта , длиной около 50м, поднято много артефактов - гильз от снарядов 47мм, гильза от снаряда 120 мм, щит от 47 мм орудия и многое другое. Орудие главного калибра 120 мм было найдено и поднято гораздо позже, оно заняло свое достойное место в экспозиции Музея ВМФ ТОФ.  Очередной раз остатки «Изумруда» мы снова отыскали уже в 2003 году, благодаря настойчивости моего товарища Валеры Гороха, идейного вдохновителя данного мероприятия.

            Сейчас: В ознаменовании 100-летия Цусимского сражения нами было решено в конце мая 2005 года совершить памятное погружение на  крейсер «Изумруд» и почтить память пяти тысяч российских моряков погибших  в этом бою. Пригласил старых приятелей из дайв клуба «Scvalus» городов Биробиджан и Хабаровск, «Владскуба» из города Владивостока  принять участие в этом событии. Мы заказали памятные футболки и «стикер» с изображением крейсера «Изумруд». Попытались пригласить телевидение с канала ПТР, все хотели приехать, но не получилось. А жаль.

 

 Как это происходило: Весь народ подтянулся на базу в п. Смычка вечером 27 мая сего года. Из Биробиджана и Хабаровска на акцию приехало семь человек (правда ныряющих было только четверо), из Владивостока –еще трое( ныряющий –один).

          В субботу, 28 мая разнырялись в небольшой бухточке Третье Лангоу, проверили снаряжение, работу фото и видео аппаратуры. Вечером забили баллоны, обговорили детали предстоящей поездки. Обсуждение затянулось до полуночи, плавно перейдя в ужин, не смотря на завтрашнюю поездку, благо магазин «Линкор» работал круглосуточно и там всегда готовы обслужить нашего брата дайвера.

            Утром 29 мая 2005 года, как и ожидалось, подъем ныряющего народа затянулся. Наконец мой грузовичок был загружен баллонами, снаряжением, лодкой и мотором, и наш караван из трех автомобилей тронулся в не близкий путь до залива Владимира, как никак 220 км в одну сторону. С утра было довольно пасмурно, но к обеду выглянуло солнце и стало как-то радостнее на душе. Я, как ответственный за подводную фотосъемку, радовался больше всех, зная как сложно снять хорошую картинку при плохой видимости, да еще и без солнца.

           Короткая остановка в поселке Тимофеевка, возле бывшего ДОФа, у памятника крейсеру «Изумруд» –венок к подножию памятнику, фото участников  на память в майках посвященных акции. Еще минут пятнадцать пути по грунтовой дороге, которую и дорогой назвать язык не повернется - так одно направление бегущее с равнины на сопку и обратно, состоящие из ям и бугров. Все, мы на месте. Разбираем и готовим  снаряжение, собираем и спускаем лодку, проверяем готовность фото и видео к работе под водой. Решаем для погружений разбиться на две группы, но я участвую, как гид, в обоих погружениях. После чего грузимся в лодку, и пошли к месту. Со мной первыми идут Шехтер Володя и его ученик Дима из г. Биробиджана. Подходим к месту гибели корабля, ветерок с юга свежеет до 10 м/с, волна высотой до метра. Надеваю маску с ластами и прыгаю в воду, искать остатки крейсера.  На поверхности весьма сильное ветровое течение, радует, вполне приличная для этих мест, видимость – около 5-7 метров, взвеси не много, температура воды +3. В воде  много мелких, но от этого не становящихся менее опасными, медуз цианей со шлейфами щупалец. Минут через 7 поиска нахожу остатки корабля, зову лодку. Валера сбрасывает мне 18 литровый баллон с компенсатором, сам одеваюсь в воде. Потом мне передают мой бокс с фотоаппаратом. Лодку быстро относит, а народ очень медленно одеваются из-за волнения моря. Я все это время пытаюсь не потерять из виду днище крейсера, борюсь с течением. Одевание грузов, баллона, перчаток, ласт и маски закончено минут через десять, после чего лодка заходит на сброс дайвера, у меня уже вместо слов одни звуки, в основном матерные. Володя падает в воду, но пока ему с лодки передают видео камеру, его относит от меня метров на тридцать. Я, в это время, снова теряю место крейсера, и опять ищу его. Шехтер пытается плыть ко мне, но его модные разрезные ласты не справляются с течением и волной. В воду прыгает второй ныряльщик Дима, но оказывается также возле Володи. Дистанция между мною и этой парой не сокращается - очень сильное ветровое течение и волна. Даю им голосом команду погружаться, взяв на меня направление по компасу - будем искать друг друга под водой, благо что здесь не глубоко, около 5 метров и у дна нет течения . Минут через семь, показавшиеся мне вечностью, я нахожу их под водой, и тут же рядом находится крейсер. Идем вдоль днищевых  стрингеров  и шпангоутов в сторону бака, показывается борт корабля, все начинает зарастать сезонной «травой», через пару недель здесь будет сплошной ковер из водорослей. А в августе водорослей не станет, их просто снесет течением. Начинаю съемку дайверов среди обломков крейсера и водорослей, Володя пытается, что-то снять на видео, его включенные фонари выигрышно смотрятся в видоискателе фотоаппарата. Картинки получаются не плохие, Никон Д70, как и любая другая цифровая камера, позволяет контролировать процесс съемки прямо на месте. Попадаются чугунные снаряды 120 мм, их еще  можно отличить от камней по латунному ободку. В районе  бака, нахожу между камней, в слое песка, хорошо сохранившуюся коническую боеголовку от 120 мм снаряда. На ней есть резьба для вкручивания в тело снаряда, есть риски и четыре выемки под ключ. Даю ее Диме в руки, и мы снимаем нашу находку во всех ракурсах, одновременно на фото и видео. После съемки эту боеголовку укладываю под кусок борта, с собой забирать не хочу. Хоть и прошло уже 100 лет, но как то страшно - вдруг рванет. Как потом выяснилось, спецы с форума посвященного русско-японской войне 1904-1905 годов просветили, это и есть взрыватель 120 мм сегментного снаряда, примерный аналог сухопутной шрапнели по действию, хотя этот снаряд предназначался для борьбы с миноносцами. Наиболее хорошо у крейсера сохранилась часть днища и борта в средней части корабля. Снимаю пару дайверов на фоне этих обломков. Дальше ходим зигзагами, в поисках сохранившихся деталей крейсера. Минут через десять Володя показывает, что в его 11 литровом баллоне осталось около 50 атмосфер, я вспоминаю, что на поверхности волна и ветер, и лучше иметь запас  воздуха, на всякий случай. Всплываем, лодка как раз подвезла вторую пару: Андрея и Сергея . Ждем когда они попрыгают в воду, чтобы потом без проблем забрать первую пару. У меня в баллоне  воздуха еще больше сотни атмосфер, так что все нормально. Народ достаточно шустро прыгает в воду, быстро погружаемся. Обходим крейсер, также продолжаю снимать. У Сергея в руках подводный нож вместо ломика и сетка для сбора найденных «железок». В районе бака показываю им спрятанную боеголовку, мне тут же предлагают положить ее  в сетку. Обойдя неторопливо остатки крейсера, идем в сторону глубины, поискать, что-нибудь интересное. Нахожу латунную табличку от какой то коробки, с трудом разбираю оставшуюся надпись «Акционерное общество Шуккерт и Ко». Потом, те же ребята с форума, подсказали, что это деталь от какого то электроприбора, скорее всего от соединительной коробки электрокабелей, так как эта компания производила именно электромоторы и электрооборудование в России. Нашли гайку для быстро запорного упора, латунный кран, попадались макаронины артиллерийского пороха. Донца снарядов в этот раз нам не попались. Чувствую что начинаю замерзать, смотрю на компьютер- я в воде уже гораздо больше часа, хотя воздуха осталось еще 65 атмосфер. Показываю своим партнерам, что не смотря на сухой костюм, замерз и нам пора наверх. Всплываем, в метрах двухстах скачет по волнам наша лодка, с лодочником Горохом Валерой, который «вот так улыбался». Врачи ему запретили до августа нырять, так чтобы быть к нам поближе, он вызвался быть обеспечивающим. Свистком подзываю лодку, передаю свою фотоаппаратуру, сбрасываю компенсатор и груза, помогаю вытащить это все в лодку, запрыгиваю сам. Подходим к оставшейся паре, снимаю народ у борта лодки фотоаппаратом в боксе, наличие брызг на сфере порта только усиливает впечатление от приморской погоды. Помогаем уже вдвоем забраться в лодку Сергею и Андрею, короткий обмен впечатлениями и идем к месту нашей стоянки.

  Начинаются обратные сборы, укладка всего снаряжения в грузовик. По окончании сборов короткий брифинг для подведения итогов выезда. Тут выясняется , что руководитель клуба «Scvalus» Шехтер Володя сделал для всех участников выезда и  погружения памятный сертификат, краткое описание крейсера «Изумруд» и копию морской карты залива Владимира, где отмечено место гибели крейсера «Изумруд» - они и были торжественно вручены каждому. Последние пожелания счастливого пути и мы разъезжаемся, я еду в Дальнегорск, Валера со товарищем –во Владивосток, ну а парни из клуба «Scvalus» – в Хабаровск и Биробиджан.

Хочется верить, что это  прикосновение к истории этого русского корабля оставило след в сердце каждого. И что мы еще вернемся сюда, в залив Владимира, чтобы планомерно поискать в стороне от крейсера утопленные 47 мм пушки и орудия главного калибра, которые были выброшены взрывом корабля.

 



Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout




E-mail: asdiver@mail.primorye.ru

Все права защищены © 2002
Hosted by uCoz