Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout


Всеподданнейше доношу Вашему Величеству…

   

Всеподданнейше доношу Вашему Величеству, что эскадра генерал-адъютанта Рожественского…14-го сего мая подошла к острову Тсусима, где встретила неприятельский флот в полном составе. В 1 час 20 минут вступила в бой.

(Всеподданнейшая телеграмма командира крейсера второго ранга "Изумруд"
капитана второго ранга барона Ферзена
Отправленная из поста Св. Ольги 19 мая в 9 часов 55 минут пополудни.

  Историческая справка:

 Крейсера 2 ранга “Изумруд” и “Жемчуг” строились в рамках судостроительной программы 1898 года "для нужд Дальнего Востока". Проект был разработан специалистами Невского судостроительного и механического завода на основе чертежей крейсера "Новик", построенного фирмой "Шихау" (Германия). В отличии от прототипа расширили корпус и установили скуловые кили. В результате скорость упала до 24 узлов. Вместо 12 водотрубных котлов системы "Шихау" установили 16 котлов системы "Ярроу". Кроме того, был усилен корпус и линолеум на верхней палубе заменили настилом из тиковых досок.
izumrud foto 1904

Тактико-технические данные:

Водоизмещение: 3 130 тонн

Размеры:

Длина – 105,99 метра

Ширина – 12,8 метра

Осадка – 5,33 метра

Силовая установка: 3 вертикальные паровые машины тройного расширения, 16 котлов, 3 винта, 17,000 л.с.

Скорость: 24 узла

Дальность плавания: 710/2,090 миль (20/12 узловым ходом)

Экипаж: 354 человека

Вооружение: 8х1 120-мм и 4х1 47-мм орудия, 6х1 7,62-мм пулемета, 3 457-мм надводных торпедных аппарата

Бронирование: палуба от 10 до 20 мм, боевая рубка – 30 мм

 

1-го июня на Невском судостроительном и механическом заводе состоялась закладка двух новых быстроходных крейсеров "Жемчуг" и "Изумруд" и спуск на воду контр-миноносца "Безупречный".

Петербург, по телефону 15 (2) июня 1902 года

 

  Кто из нас, не бредил морскими походами и пиратскими кладами, из рук в руки, из уст в уста переходят карты и истории с указанием “достоверных” мест и времени погибших кораблей и унесенных в морские пучины кладов. Вот и наша команда состоящая из людей различных профессий, объединенных общим желанием произвести поиски крейсера “Изумруд” и подъема какого-то количества артефактов с целью более детального изучения событий произошедших 17 мая (ст. стиль) 1905 года в зал. Владимир, собралась в августе 2003 года в базовом лагере “Берлога дайвера”, п. Смычка. Поселок малоприметный, но в местности лежит очень живописной близ Рудной Пристани, Дальнегорского р-на , Приморского края. С севера поселок подпирает море, а с юга прекрасное пресноводное озеро Васьковское. На даче, хозяин и руководитель нашей команды Андрей Шпатак, встретил нас как всегда приветливой и соответствующей речью, а какая может быть речь у матерого морехода можете только представлять, но главное все очень складно. Я, сам человек морю не чуждый, и по достоинству оцениваю внятную речь соплеменника. Пора сказать несколько теплых слов непосредственно об Андрее (или Григорьевиче), как с уважением зовет его подрастающее поколение Дальневосточной республики.  Разброс его интересов достаточно широк, но все они логично подчинены одной генеральной линии, подводная фотография и дайвинг. И конечно же тому, чем занят сегодня любой приличный человек России – обеспечением семейного очага. Прекрасная русская баня после почти 600 км пути из “города-героя” Владивостока расслабляет и предполагает продолжительные беседы о вечном, тем более что атмосфера уюта, царящего на даче еще и располагает к этому. Разговор постепенно сводится к  теме поиска остатков  крейсера 2-ранга “Изумруд”, погибшего на рифе Орехова в зал. Владимира. Желание посмотреть на  крейсер /то что от него осталось/ не покидала меня на протяжении последних 3-х лет, с того самого времени как Андрей в беседе, за кружкой чая, не поведал историю двадцатилетней давности, которую я и собираюсь рассказать Вам.  

…Около 18:00 с "Ушакова" по семафору передали, что "Александр" терпит бедствие. Сигнал этот отрепетовали флагами и одновременно семафором на "Николай". Идти в это время сам для подания помощи не мог, так как был отделен от "Александра" линией броненосцев, идущих тесным строем и поддерживавших усиленный огонь правым бортом. Броненосцы продолжали следовать за "Бородино", сражаясь правым бортом. "Александр" принимал участие в бою и шел не отставая от других броненосцев. В 18:35 на "Александре" показалось пламя между дымовыми трубами, он бросился влево, стал быстро крениться и перевернулся между двумя концевыми броненосцами. Как только заметил, что крен "Александра" увеличивается, положил лево на борт, дал полный ход и пошел к погибающему броненосцу, чтобы по возможности спасти людей…

(Из донесения о Цусимском бое командира крейсера “Изумруд” барона Ферзена)

            …. В молодости своей комсомольской, учился он в ДВВИМУ /Дальневосточной Высшем Инженерно-Морском училище им. Невельского/ в г. Владивостоке и в свободное от учебы время приезжая в кратковременные отпуска на свою малую родину. Где в п. Рудная Пристань занимался плаванием с аквалангом в клубе носившем интересное, но в то же время довольно странное имя “Горгона”. Впервые о крейсере “Изумруд” было произнесено в 1977 году, когда клуб впервые собирался в залив Владимира, но данная поездка не удалась. Потом были еще две не удачные поездки на поиски крейсера….

     И вот в один из своих приездов, который совпал с отходом членов клуба в зал. Владимира на поиски погибшего крейсера “Изумруд”, он и получил предложение присоединится к данной экспедиции. Надо сказать что времена тогда были суровые в плане допуска на территории принадлежавшие доблестному ВМФ СССР. Но коим-то образом руководству клуба удалось обойти существующие запреты и получить разрешение на производство водолазных погружений в закрытой военно-морской базе Тихоокеанского флота. В то время база конечно же не пустовала, и жизнь в ней бурлила, каких только частей не стояло в близи и в самом заливе Владимира. Начиная от мелких торпедных катеров (кстати остатки деревянных корпусов до сих пор лежат и ждут когда пройдет лет 100 и ими кто-нибудь заинтересуется)  заканчивая бригадой атомных подводных лодок ПРОЕКТ? в простонародье именуемыми “раскладушками” и “утюгами” за ракетный старт с поверхности из контейнеров.

И вот в это дивное место и пришли в теперь уже далеком октябре 1981 году аквалангисты из вышеназванного клуба.  Наконец-то удача улыбнулась искателям и они узнают, что совсем недалеко от места проведения экспедиции живет человек в свое время бывавший на крейсере  и даже срезавший буквы названия корабля “Д” и “Ъ” сегодня находящиеся в экспозиция музея КТОФ в г. Владивостоке (мой телефонный разговор с научным сотрудником музея 21.08.03 сей факт подтверждает, но к сожалению данное учреждение культуры откроется не раннее 2004 года, беда одна – нет финансирования) Человеком продвинутым в данном вопросе оказался исторический мичман С. П. Утушкин (Матушкин?), он  был найден и с его слов был максимально сужен район поиска остатков крейсера, а то что это уже должны быть остатки корпуса, члены экспедиции уже не сомневались. Стране Советов нужен был металл и в войну и после войны, поэтому и крейсер “Изумруд” и еще сотни подобных кораблей превратились в металлолом и далее в танки, пушки, станки, и т.д. и т.п.

“…В это время наши броненосцы продолжали уходить от нагонявших их в строю пеленга семи броненосных крейсеров противника. Подойдя к перевернувшемуся броненосцу, оставшемуся плавать вверх килем, остановил крейсер и стал спускать с ростер гребной катер, т. к. вельботов к тому времени у меня уже не было. Одновременно сбросил в воду все имевшиеся под рукой спасательные круги, пояса и койки. Неприятельские броненосные крейсеры, быстро подвигаясь, открыли огонь по "Изумруду". Недолеты ложились между утопающими. До неприятеля расстояние уменьшилось до 26-23 кабельтовых. Поддерживал усиленный огонь по неприятельским крейсерам. Когда расстояние до нашего концевого броненосца стало 20 кабельтовых, дал полный ход, положил вправо на борт и пошел к эскадре. Катер спустить не успел..”

 

(Из донесения о Цусимском бое командира крейсера “Изумруд” барона Ферзена)

 

            Далее следуют события, по праву имеющие право быть отмечено в истории. Пока “матерые подводники” клуба “Горгона” пытались увидеть корпус с поверхности, Андрей не стал ждать и используя комплект № 1 (маска, трубка и ласты) на глубине примерно 8 метров находит искомый объект. Крейсер 2 ранга “Изумруд” найден! Все, занавес, сушите весла, хэппи энд…. Потом уже появятся заметки в центральной и местной прессе про нашего “мальчика”, а пока была “добрая” зависть менее удачливых коллег. В этот раз были подняты: щит от 47 мм орудия, клинкет, кусочек предположительно государственного герба, помятая, но целая гильза 120 мм, а также  множество гильз от 47 мм снарядов, как целых, так и разорвавшихся.

            Спустя какое-то время с места нахождения крейсера поднимают 120 мм орудие главного калибра, корабельной рынды и также передают в музей КТОФ. На этом советская часть поисковых экспедиций заканчивается, смутные времена наступили, господа.

            И солнце встало на востоке, наступило утро 14 августа 2003 года (четверг), пришло время отправляться в дорогу, прошедший вечер прошел в активной подготовке к поездке в зал. Владимира, проверке снаряжения, забивке баллонов и бурным переходящим в овации обсуждениям намечающейся поисковой операции.             Число участников было ограниченно возможностью двух кабинного 4WD –го грузовика, в который загрузили лодку с двигателем, снаряжение, шесть 18-ти литровых баллонов и джипа сопровождения, на котором проследовал к точке назначения один из участников команды, с супругой своей и нашего босса. Женщинам было поручено самое почетное и ответственное задание – обеспечить быт и питание для всей мужской половины экспедиции. Заканчивая тему о женщинах, скажу,  что все у них как всегда получилось прекрасно, а кто бы сомневался в этом. Далее оглашаю список участников - страна должна знать своих героев:

руководство проекта – Шпатак Андрей, старпом Арктического морского пароходства, по жизни дайв-мастер PADI, член союза подводных фотографов России, лауреат и дипломант конкурсов и т.д. и много еще чего хорошего получили он за свои сорок с хвостиком лет, в общем очень авторитетен.

Идейное сопровождение проекта Горох Валерий в жизни ген. директор предприятия по жизни дайвер NAUI, и всего такого, что мешает спокойно умереть дома и во сне.

Желающий увидеть крейсер, волею судьбы (вот оно какое бывает счастье) заброшенный в нашу команду Сергей Шехирев, успешный коммерсант, дайвер PADI и просто приличный человек.

Обеспечение подводных спусков, Володя Шпатак (брат ридный, Андрея), в прошлом ДОСААФовский спортсмен-подводник, сейчас отдающий себя freediving. .

            .

Раньше жители поста Ольги сообщались с заливом Владимира по тропе, проложенной китайскими охотниками. Во время русско-японской войны в 1905 году в заливе Владимира разбился крейсер "Изумруд". Для того чтобы имущество с корабля можно было перевезти в пост Ольги, построили колесную дорогу. С того времени между обоими заливами установилось правильное сообщение.  

Арсеньев В. К.  “По Уссурийскому краю”

 

            Вот наконец-то были преодолены 200 с небольшим километров отделяющих п. Смычка до бухты Южной, зал. Владимир. Не радостно нас встретило море, Жесткий NO нагнал волну в бухту и периодический начинал лить дождь. Подготовив лодку и собрав снаряжение , полные оптимистических надежд направились в заранее оговоренный район поиска. На мой вопрос о процентной составляющей поиска, Андрей дал исчерпывающий ответ – 100%. Ну да ладно, поживем – увидим.

            13:43 начинаем первый дайв, условия- видимость 5-7 метров, взвесь, идем от середины фарватера широким фронтом. Андрей в центре, я справа, Серега естественно слева, начинаем с курса 0, методично совершая повороты, разворачивая квадраты поиска 90,180,270, 360. У Андрей несет с собой фотоаппаратуру, методично просеивая взглядом каменистое дно, моя же задача, как истинного металлиста, вместе с поиском интересных предметов, еще и тащить питомзу, постепенно наполняющуюся артефактами взрыва крейсера. Весу прибавляется, донца разорванных гильз 120 мм , расщеперенные в разные стороны, просто отказываются залезать в сетку. Минут через 20, вижу удивленный взгляд Андрей, в его глазах под маской читается вопрос: А где, а наш третий друг. Пропал, отстал, заблудился или просто завис где-то над интересной находкой. Показываю Андрею большой палей вверх, правило исполняем? Получаю ответ, ВПЕРЕД!  Как потом объяснил Андрей, парень достаточно опытный, глубина небольшая, на верху лодка обеспечения, большой проблемы не вижу. Продолжаем поиски - где-то он здесь, попадается масса обломков раскиданных умелым взрывом русских моряком, лучше бы японцев долбили, чем свои корабли подрывать. Обидно, да? Выходим, с Андреем на приличный кусок борта крейсера, да могли люди делать соединение клепанное, сварка просто “отдыхает”, делаем снимки над найденным объектом и разворачиваем поиск дальше. Высасываю воздух до 20 Атм., показываю, напарнику что ухожу и всплываю на поверхность. На верху та же погода, ничего не изменилось. В лодке меня встречают “потерянный друг” всплывший с 100 Атм. и прекративший поиск (как потом оказалось его неполный баллоном в дальнейшем здорово нам поможет), а пока больше вопросов, чем ответов. Где он, легендарный и непобедимый крейсер “Изумруд”, но крепко сидит в мозгах, а может и глубже девиз из книги детства “Бороться, искать – найти и не сдаваться”. Найдем, найдем, да куда он денется.

Всеподданнейше доношу Вашему Величеству, что эскадра генерал-адъютанта Рожественского…14-го сего мая подошла к острову Тсусима, где встретила неприятельский флот в полном составе. В 1 час 20 минут вступила в бой. С самого начала боя неприятель сосредоточил огонь на “Суворове” и “Ослябя”.15-го числа с восходом солнца снова на горизонте обнаружились дымы неприятельского флота, о чём доложил сигналом адмиралу. Адмирал прибавил ход. “Сенявин”, “Апраксин” стали заметно отставать. Около 10 часов спереди, слева и сзади, показался японский флот, один отряд крейсеров начал обход сзади справа…

(Всеподданнейшая телеграмма командира крейсера второго ранга "Изумруд"

капитана второго ранга барона Ферзена
Отправленная из поста Св. Ольги 19 мая в 9 часов 55 минут пополудни.

 

 

            15:00, Выходит Андрей, НИЧЕГО! Достал, 2 разорванных донца гильз 120 мм снаряда, 1899 и 1901 годов выпуска, и это уже не плохо, теперь их уже три. Возвращаемся на берег, замена баллонов, рассматриваем поднятые артефакты. Надо осмыслить, что происходит, может немного не то место, не совсем там ищем. Самое лучшее время для продуктивного мыслительного процесса это конечно же время приема пищи. Кстати во время поиска, что то посуда нам не попадалась, может быть экипаж (по ТТД около 350 чел.) снялся, не с пустыми руками, а с личными мисками и ложками. А может алюминиевую посуду просто раскидало а потом выносило к береговой черте, по причине легкости веса и на радость местному населению.

            Время бежит неумолимо быстро, а нам нужно просто его победить. Готовы выходить в море, и приступить к второму дайву. Принято совместное решение, попытаться визуально определить курс захода крейсера в бухту и продолжить поиски мористей от первоначально выбранной точки.  Погода немного успокаивается, настроение в связи с плотным приемом пищи поднимается, в общем все признаки удачного завершения дела просто налицо. Готовы к погружению, большой палец вниз, ПОЕХАЛИ!.

 

…Будучи при этом отрезанным от эскадры и не имея возможности соединиться, решился прорваться во Владивосток и дал полный ход, чтобы уйти от начавших погоню неприятельских крейсеров. Рассчитывая встретить неприятельские крейсера при изменении курса на Владивосток и при неимении к тому времени и угля, взял курс на бухту Владимир, куда и пришёл ночью с 16-го на 17-ое…

(Всеподданнейшая телеграмма командира крейсера второго ранга "Изумруд"

капитана второго ранга барона Ферзена
Отправленная из поста Св. Ольги 19 мая в 9 часов 55 минут пополудни.

 

17:17 “упали на дно” и нас встречает то же самое, что и в первом дайве. Пасмурная погода наверху и придонные течения внизу не улучшают видимости. Идем в том же порядке, фронтом, уходя мористей от предполагаемого места нахождения крейсера и сразу попадаем на поле разрушенных трубопроводов, остатков кабель трасс, и прочей мелочевки, принадлежащей машинному отделению корабля.  Утрамбовываю очередной артефакт в питомзу, и на какое-то время теряю Андрея из виду. Результат не заставляет себя долго ждать. Дожили, потеряли руководство, можно сказать флагманский корабль эскадры, что-то стало не по себе. Разворачиваюсь и крепко хватаю оставшегося партнера Серегу, за руку. Но он и сам не делает никаких поползновений в сторону, дабы не испытывать судьбу повторно. Даю сигнал на всплытие (нынче я за старшего), попробуем найтись в надводном положении. На поверхности нас ожидал скучающий обеспечивающий, четко дающий нам отмашку мол “приходите завтра”, “не видел” “ничего не знаю”! Ну да ладно, путем естественного отбора получаем вместо одной, сразу две поисковые команды. Позитив налицо, шансы на успех увеличиваются сами собой в два раза. Погружаемся вновь с напарником, изменив свой первоначальный план искать мористей, становится понятно, что крейсер мы прошли. Как мы были правы в дальнейшем, “вскрытие” показало, что мимо останков корабля мы дружно прошли, и не раз. Раз по носу, и раз по корме. Разворачиваемся на курс 270, в глубь бухты и почти сразу упираемся в кусок бронеплиты толщиной порядка 50 мм, скорее всего вывороченную взрывом из боковых обводов крейсера, и тут же рядом боевая часть 120 мм снаряда, вросшая “намертво” (сами проверяли, ну никак не хотел сдвинутся с места, “подлый” артефакт) между двух камней. Заканчивается второй час поиска, а результатов никаких, кажется вот-вот и крейсер будет обнаружен, но только мы одни продолжаем методично “лопатить” ластами толщу воды. Сетка с “цвет. метом” уже конкретно тянет на дно, затрудняя и без того нелегкий поиск. С  30 Атм. в баллонах мы и завершаем наш подводный поиск, в очередной раз безрезультатно поднявшись на поверхность моря. Но и вот он луч солнца в темном царстве - море встречает нас полным штилем, солнце радостно скачет миллионами зайчиков по глади воды. Андрей все еще продолжает поиск, воздуха у него практически не осталось, но надежда умирает последней и все мы продолжаем ждать чуда и верить в удачу нашего знаменитого земляка, можно сказать “человека и парохода”. Нашел же он его в далеких 80-х годах прошлого столетия…

            19:05. Всплывает Андрей, отдает на лодку три гильзы 47 мм с порохом, снимает ВСД и при этом имеет хитрый вид. Со словами “Погодите, пацаны”, он отплывает метров двадцать и ныряет, но уже без баллона. Всплывает со словами “Я нашел его снова”. НАШЕЛ! Ну а кто сомневался, вот она радость победы, все таки “ Мы сделали это” (на тему “мы не халявщики , а ПАРТНЕРЫ” ). Японское море, отдав нам еще одну свою маленькую тайну, успокоилось и забыло про нас. Полный штиль…

 

…при входе, вследствие мглы, в 1 час 30 минут ночи выскочил всем корпусом крейсера на камни. Имея угля только 10 тонн и не видя возможности снять крейсер, свёз команду на берег и, чтобы крейсер не достался в руки врагов, - взорвал его. Ранено в бою 6 нижних чинов; офицеры и остальная команда здоровы.

(Всеподданнейшая телеграмма командира крейсера второго ранга "Изумруд"

капитана второго ранга барона Ферзена
Отправленная из поста Св. Ольги 19 мая в 9 часов 55 минут пополудни.

 

            Сняв снаряжение, мы “зависаем” на лодке над местом гибели крейсера “Изумруд”, вода стала настолько прозрачной, что надев маски и перегнувшись через борта лодки, начинаем с интересом вглядываясь в то, что еще 100 лет назад носило гордое название крейсера. Наша лодка находится в районе мидель-шпангоута и то, что предстало нашим глазам, вызвало просто горечь и молчание. Остатки набора днища, сиротливо возвышались на морском дне, в сторону носа крейсера, идет небольшое наращивание конструкции набора в высоту, частично сохранилось место крепления жвака-галса якорной цепи с ее небольшим куском. Двигаемся медленно взглядом в сторону кормы крейсера, здесь картина еще хуже. Море и русские моряки практически ничего не оставили от кормовой части корабля, наблюдаем лишь минимальные остатки набора днища, но это практически ничего. Итого на сегодняшний день достоянием России является 70-80 метров останков некогда боевого крейсера “Изумруд”. Все “кино” не будет, умелыми руками сначала экипажа, а затем прочих государевых людишек остаток истории русской был изничтожен на нет. Ну да, конечно танки, пушки, станки, оно конечно надо…. , но все-таки может быть не “торчал” бы как бельмо на глазу посреди бухты, и глядишь мать-история обошлась бы с ним поделикатнее, побережней что-ли…  

 

При входе в залив Владимира с левой стороны ниже мыса Орехова можно видеть какую-то торчащую из воды бесформенную массу. Это крейсер "Изумруд", выскочивший на мель и взорвавший себя в 1905 году. Грустно смотреть на эту развалину. Что можно было, то с "Изумруда" сняли, перевезли в пост Ольги и отправили во Владивосток, остальное разграбили хунхузы.

 

Арсеньев В. К.  “По Уссурийскому краю”

 

            Андрей остается на месте найденного “Изумруда”, прикинувшись сигнальным буйком, все остальные возвращаются на берег, в базовый лагерь для замены баллона Андрея (общим “тайным” голосованием принято решение баллон с ранее оставшимися 100 Атм. торжественно вручить самому удачливому из нас), я же с Сергеем остаюсь с почти пустыми баллонами. Возвращаемся, готовим снаряжение для погружение на останки крейсера- нужно сделать фотографии.  

            19:52 Принимаем с Сергеем решение погрузится на останки крейсера с остатками воздуха, на двоих 60 Атм., у нас будет 5-7 мин, немного но тем не менее. Задача не сложная, но ограниченный запас воздуха заставляет быть дополнительно внимательным. Андрей уходит под воду первым, что бы занять позицию для фотосъемки. Сквозь толщу воды вижу его с поверхности в районе миделя крейсера и тоже погружаюсь, успеваем отснять несколько кадров. Все 15 Атм., и 6 мин дайва на корабль, до обидного мало, но главная задача, все таки решена, МЫ ЕГО НАШЛИ. Теперь все, не потеряем. Вопросы  остаются, и поле артефактов вокруг крейсера, доставит нам еще массу открытий и интересных находок уже в следующем году.


Горох Валерий

27.08.2003 года

г. Владивосток

редакция 14.11.2003 года

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Иллюстрированная летопись РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1904-1905 гг. (по официальным данным, сведениям печати и показаниям очивидцев). СПб, 1905, вып. 16, с. 31-32 Правка и редактирование - Г.А. Шишов

 

  1. Арсеньев В. К.  “По Уссурийскому краю”

 

  1. Информация с сайта “Русско-Японская война 1904-1905 гг”

 



Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout




E-mail: asdiver@mail.primorye.ru

Все права защищены © 2002
Hosted by uCoz