НомеPhotosTextsLinksfriendsAbout

Ф И Л И П П И Н Ы  2005

Мысль о Филиппинах  у меня появилась еще во время пребывания на Палао, в январе 2005 года. Этому помогла сначала пожилая семейная пара из Германии, ныряющяя с нами в одной группе. Они мне расказывали, где были в последнее время и упомянули о погружениях на Филиппинах и в частности о Пуэрто Галера, - что там хорошая нырялка и  великолепный макромир. Позже, в процессе ныряния с инструктором Эдди Фоджья, выяснилось, что он сам филиппинец и долго работал дайв гидом в Пуэрто Галера. Он дал мне посмотреть описание  дайв сайтов острова Миндоро, а также подсказал все необходимые интернет-ссылки по дайвингу в этих местах. Потом  в России я поискал информацию в интернете о погружениях на Филиппинах и конкретно, в районе Пуэрто Галера, и кое-что нашел. Решил нырять с дайв центром «La Laguna Beach Club», который мне также рекомендовал Эдди. Весь процесс согласования с ними времени пребывания, а так же цен на проживание и нырялку не отнял много времени. Здешние цены оказались много ниже Палао, и даже ниже чем в Египте. Кроме того, здесь реально делать три-четыре погружения в день без особого напряжения для здоровья, ведь все дайв сайты расположены в 10-15 минутах и после каждого погружения есть возможность отдохнуть на берегу.Кроме того, в эту поездку мы решили на  пару дней остановиться в Маниле – посмотреть достопримечательности филиппинской столицы, на обратном пути.

08.11-09.11.2005   Владивосток-Сеул-Манила-Батангас-Пуэрто Галера

Полетели. Дорога до Манилы нам уже была знакома, по предидущей поездке в Палао, и не вызвала никаких неожиданностей. В аэропорту Манилы мы оказались около полуночи. Единственная проблема возникла при поиске нашего автобуса, который должен был доставить нас в Батангас, только из-за того, что я не очень себе представлял, то место, где его искать. Потом ехали около двух часов пути по ночному шоссе на микроавтобусе до Батангаса.  Здесь мы пересели на большую лодку с поплавками по бортам ( местное название лодки - «банка»), от Батангаса до дайвцентра на острове Миндоро – еще примерно час пути. Тут мы несколько испугались – темная ночь, лодка идущая в темноте не понятно куда, и нас всего лишь двое. Сразу вспомнилось, что где-то здесь съели Магелана, дальше были мысли о пиратах и о сепаратистах. Но, тем не менее, около трех ночи мы были доставлены  в дайвцентр «La Laguna» , где нас оперативно поселили в номер. После душа, спать я уже ложился с мыслями о сегодняшней нырялке.

О дайвцентре. Дайв центр «La Laguna Beach Club» мне сразу понравился, все просто и подчинено погружениям и отдыху между ними. Двухэтажный отель расположен буквой-Г, номера в нем не претендуют на излишества, но ничем не хуже, чем в Палао. Тем не менее, в каждом номере присутствуют: кровать, телевизор,  кондиционер, небольшой холодильник с напитками, горячий душ и туалет, а что еще нужно человеку, который приехал нырять. Прямо на выходе из номеров  небольшой бассейн с пресной водой. Чуть дальше под пальмовой крышей расположена обеденная зона на первом этаже и бар с бильярдом и интернетом на втором. Еще дальше – дайв зона с баллонами и снаряжением. Найтрокс и тримекс в дайвцентре имеются, это для тех, кому надо. Компрессора для забивки воздуха и найтрокса находятся достаточно далеко от жилой зоны и не мешают своим шумом. Лодки стоят здесь же, на песчаном пляже в десяти метрах от дайвцентра. Вдоль по пляжу, минут пятнадцать неторопливой ходьбы под пальмами до Сабанга. Все время  идешь мимо стоящих сплошняком небольших отелей, дайвцентров, ресторанов и магазинчиков с сувенирами, едой и питьем. Именно в Сабанг мы ежедневно ходили на проявку пленок и ужин, выбирая каждый раз, новый ресторан и новую кухню, тем более что здешние цены позволяют это делать.

09.11.05 № 1 Monkey Beach

День приезда. После завтрака ныряем вдвоем с гидом. Это небольшого роста филиппинец , чуть выше полутора метров – мне по плечо,  зовут его  Вик, он ученик того самого инструктора Эдди Фоджья из Палау, с которым я нырял. Шли на «банке» (так называется их лодка с двумя балансирами, в общем-то - это тримаран) меньше пяти минут до места погружения. Ныряем. Песчаный склон, сплошь покрытый коралловыми головами. А в свою очередь, головы густо усеяны морскими лилиями всех возможных расцветок, cовсем как сплошные клумбы усыпанные разноцветными цветами. Такого разнообразия расцветок у лилий я не встречал ни на Красном море, ни в Палао. Снял трех видов голожаберников, поснимал небольшую, но хорошо позирующую желтоватую мурену с открытой «пастью». Попадались рыбы-флейты среди разноцветной рыбной мелочи. Увидел три вида рыбок клоунов, одна, помидорного цвета, все время нападала на мой палец. Неплохой дайв для макро съемки.

№2 Sabang Wreck

Сайт напротив пляжа селения Сабанг, глубина около 18 метров. Остатки двух старых деревянных рыбацких судов, должны быть бат-фиши. Вик устроил шоу - достал из ВСД пластиковую бутылку набитую хлебом, и тут такое началось. До этого я и не предполагал, что бат-фиш может подпустить так близко. Рыбы совершенно ничего не боялись и брали хлеб прямо с рук. Я честно говоря не был готов к такому повороту, хотя мой «Никонос» с «фишаем» и отстреливал кадры пленки с фантастической быстротой, я даже не успевал подумать о композиции. Через пару-тройку минут шоу было закончено, просто Вику было поставлено на вид, что так нельзя делать. Гид из другой группы, написал, наверное, что-то не хорошее  на «слэде» и показал ему. Этого было достаточно, чтобы кормежка бат-фишей прекратилась. На этом пароходике мне были показаны парочка рыб лягушек. Но снимать их большая проблема, очень сложно различить, что и где у нее. Идем дальше на песок, попадается небольшая крылатка с перепончатыми и разноцветными крыльями, дальше встречаем местную разновидность камбалы - «морской язык». Всюду из песка торчат «морские перья», на одном из них Вик показывает мне морского конька. Правда, он оказался очень стыдливый и все время от меня отворачивался, но все равно был снят. Потом подвел к обросшей старой бочке на дне,  что-то мне показал и отошел в сторону. Я пару минут пытался разглядеть это «что-то», но пришлось опять звать Вика. В этот раз, с его помощью я «таки» увидел это. Им оказался украшенный труборыл , длиной  сантиметров восемь. Начал ее снимать, но на таком расстоянии оказалось, очень сложно сфокусироваться. Нужно чтобы рыбка была в параллельна боксу, иначе на такой дистанции большая ее часть уходила в нерезкость.  И как потом оказалось также больше половины кадров с этой рыбкой в нерезкости. Ну что ж, будем снимать снова и снова, пока не получим искомую резкость. Многовато впечатлений для одного погружения. Что же будет дальше?

№3 Hole In The Wall

Неплохой и неторопливый «дрифт-дайв», правда до дыры в стене мы так и не дошли. Опять голожаберники. Видел креветку-мантис, но она очень быстро скрылась под камнем и практически не показывалась из под него, хотя один кадр вроде удался. Две крупные пафер-фиши (рыба пузырь) гонялись друг за другом, да так увлеченно - наверно игра у них такая.

10.11.05 №4 Wreck Point

И привалило счастье - стоило мне вчера заикнуться о морском коньке-пигмее, так меня сегодня ведут его смотреть. Чувствую, что попозже стоит задать вопрос о мандариновой рыбке, я видел вчера вечером  в дайвцентре «Атлантис», что они записывали народ на нее. Нырнули, совершенно не выразительный и не крутой свал. Кое-где имеются небольшие коралловые головы, полностью покрыты разноцветными морскими лилиями. Среди этого однообразного ландшафта на глубине 25 метров одиноко стоит небольшая горгонария, а вокруг нее толпятся дайверы - все пришли посмотреть и отснять конька пигмея. Я «записываюсь» в «лист ожидания» и скромно отхожу в сторонку, благо тут по близости есть что поснимать. Среди некрупных кораллов имеется пара крупных крылаток, они то пока и служат мне объектом для фотографирования.

Минут через десять ожидания подходит и моя очередь снимать конька-пигмея, тут уж я отвязываюсь на полную. Снимаю серию из кадров десяти, но конек как-то не хорошо позирует, все время пытается отвернуться и что-то съесть с горгонарии. Переключаюсь на соседнего конька, этот позирует гораздо лучше. Снимаю еще серию и думаю, что здесь я его снял как надо. Тут мне начинает сигналить Вик, показывая, что по расчетам его компьютера, я могу влезть в декомпрессию. Приходится прерывать фотосессию,хотя у меня на компьютере пока все в норме, и мы вместе идем выше.  По пути мне попадается довольно крупная плоская анемона, на которой я снимаю крабика. А под краем диска анемоны неподвижно торчит голова рыбки клоун, практически темного цвета, как  мне потом рассказали, – она просто спала. Странно, день и спит.

№5 Sabang Wreck

Сегодня ныряем без кормежки рыб. Зато снимаю под водой соседний рыбацкий пароходик, он очень живописно лежит на песке. Обшивки бортов осталось мало, зато хорошо смотрятся шпангоуты. Снимаю  вид спереди Никоносом с “фишаем”, должно неплохо получиться, по крайней мере в видоискателе это выглядит красиво. Иногда в кадр попадают проплывающие рядом бат-фиши, оживляя и так не плохую картинку. Опять идем на песок и опять не обходится без сюрпризов- встречаем странную рыбку у которой передний плавник просто торчит вперед сантиметров на пять, а передвигается по песку она используя часть грудных плавников, как ноги. Потом выяснил в определителе, что это рыба называется “fingeret dragonet”, я бы перевел как “дракончик на пальцах”. В этот раз призрачную рыбу флейту так и не нашли возле бочки. Зато удалось увидеть еще одну очень интересную рыбку с веерообразными крыльями вместо плавников, по-английски звучит как “flying gurnard”, но, к моему сожалению, она не позволила снять себя спереди. Потом, уже в России, выяснил ее русское название – львинная голова из семейства долгоперовые. Отвел душу, снимая прозрачных креветок вблизи актинии. А у самой поверхности встретилась стая макрели,  вокруг меня носились несколько сотен рыб, синхронно открывая –закрывая рот, как  кошелек, и и  одновременно меняя направление движения. По определителю их название «mouth macrel», в прямом переводе – макрель с открытым ртом. Очень похоже.

№6 Hole In The Wall

Дрифт. Довольно сильное течение, по этому есть довольно крупные рыбы. Глубина сравнительно небольшая – до 20 метров. Кувшинообразные губки и ковер разноцветных лилий. «Дыра в стене» оказалась небольшой сквозным отверстием в рифе, через которое спокойно проплывает пловец в снаряжение. Перед дырой была стая крупных желтополосых рыб (sweetlips), причем самые крупные с чувством достоинства ушли сквозь нее. Дальше был  карниз, усыпанный мягкими кораллами розового цвета. Но мне, почему-то, было не до здешних красот, я думал только о том, что же случилось у меня с фотоаппаратом, – мой Никон Д70 не подавал вообще никаких признаков жизни. После раздумий на глубине 20 метров, я пришел к выводу что, скорее всего, села батарея, но точно определить причину могло только вскрытие. Потом вскрытие бокса в номере подтвердило мое предположение - просто села батарея.

№7 The Hill

И опять я в погоне за мандариновой рыбкой. Оказывается, они действительно здесь есть. Но к нашему огорчению, нас опередили парни из дайв центра «Атлантис», они заняли все пригодные места для съемки и упрашивали мандариновых рыбок выйти. И самое главное им как-то удалось их уговорить, – две рыбки действительно выпрыгнули на полметра над кораллами, выплеснули в воду икру и сперму и тут же скрылись на дне, среди кораллов. Длилось это не более 5 секунд, но этим парням удалось снять это на видео. Бурный восторг в их стане. А для меня все оказалось гораздо сложнее, и как Вик их не упрашивал, мандариновые рыбки больше не вышли. Пришлось довольствоваться картинками рыбки между коралловых веточек, которые в общем можно было и не снимать. Снимал крупного голожаберника голубого цвета, в качестве утешительного приза.

11.11.05 № 8 West Escarce

Моя «лафа» закончилась - дайвцентр забит до отказа русскими дайверами из Москвы, -приехала группа Андрея Галицкого, и китайцами из Тайваня.  Мне остается «прислюняться» к какой нибудь из русских групп. Правда, Вик уверяет, что его китайцы через три дня уедут, и мы сможем нырять с большим чувством удовольствия. Ныряю с третьей группой москвичей - старшим у них Илья Роффе, не знаю почему, но трое из них зовут его «шеф», всего  в группе шесть человек. Дайв-гид у нашей группы - Карлита, очень миниатюрная и приятная филиппинка. Погружение не глубокое, на глубине до 10 метров видимость около 30 метров – просто красиво. Опять съемка голожаберников, хотя попалась парочка новых видов. Снял рыбку ястреба на фоне горгонарии.

№9 Home Reef

Вик позвал на учебное погружение с китайцем с берега, пошел с ними. Особо не пожалел. Видимость была очень хороша - гораздо более 30 метров. Опять голожаберники, даже пара новых видов. Собачка на камне. Рыбка гоби с длинным плавником у своей норки, снял чуть-чуть мелковато, тут был бы как раз объектив 105мм. Видел дважды креветку мантис, но нормально ее не снял, есть только общий вид ее под камнем.

№10 Sabang Wreck- Night dive

Пошел опять с москичами, надеясь, что и ночное погружение сюда будет таким же интересным, как и дневное. Но, не повезло, Карлита не повела нас на песок, к «морским перьям». Все прошло довольно скучно и обыденно. Снял парочку рыб лягушек (anglerfish) - оранжевая смотрится очень не плохо, зато черная совершенно не читается. Крылатки на песке и красные крабики на кораллах.

12.11.05 №11 Shark Cave

Ныряю с Виком, с ним еще пара учеников китайцев, у них учебное глубоководное погружение из курса AOWD. Но китайцы так и не смогли погрузиться и вернулись в лодку, поэтому у Акулей пещеры я был один. Сплошное удовольствие, никто не мешает и не стоит над душой. Пещера представляет собой каменный карниз, длиной метров 20, на глубине 27 метров, внутри  под карнизом она довольно узкая. И тут всегда отдыхают белоперые рифовые акулы, в моем случае их было две. Протиснулся я вглубь пещерки, на сколько это возможно с баллоном за спиной, чтобы быть поближе к объекту съемки и стал размеренно снимать по очереди, обоими камерами. Но рыбки кардиналы на переднм плане постоянно мешали снять приличную картинку. Потом моя акула начала проявлять беспокойство и плавать внутри пещеры. Зато вторая продолжала лежать на песке, вокруг нее суетилось пара губанчиков-чистильщиков, снял и ее.  Чуть позже первая акула опять легла на песок, место перед ней расчистилось от рыбок и я смог сосредоточиться на  съемке. Снимал с растояния чуть более метра, слегка  перемещаясь в стороны, глубже залезть в пещеру было сложно – очень узкая она дальше. Потом пошли с Виком повыше, мне попалась парочка рыб-ястребов (hawkfish) на верхушке большой кувшинообразной губки – совсем как дозорные на башне. Смотрелись они не плохо, – сфотографировал. Заглядываю внутрь губки, а там сюрприз - небольшой иглобрюх прячется. Пришлось и ему попозировать, глазки у этой рыбки сияют желтыми искорками, красиво. Потом была еще небольшая скорпена также в дозоре на вершине губки. Видел под камнем звезду терновый венец.

№12

Очень сильное течение, сравнимое с силой течения на Голубом угле в Палао, только цепляться тут было не за что, грунт состоял из кусков коралла и песка. Практически в самом начале погружения впервые в жизни увидел полосатую морскую змею, она как раз залегла на дно примерно в паре метров от меня. Но было очень проблематично занять позицию для ее съемки, меня все время сносило течение. Снял крупно голову змеи Никоном Д70 и уступил место для крупноплановой съемки Илье. А я сам зашел позади змеи и фотографировал своим  «фишаем», как он пытается «цифромыльницей» снять змею. Выглядело это весьма интересно, в иные моменты его цифровая мыльница была в 10 сантиметрах от головы змеи. Потом нас несло так, что при развороте против течения, регуляторы у народа вставали на непрерывную подачу. Попалась небольшая желтая муренка, только была дичайшая проблема сфотографировать такую редкость из-за того же сильнейшего течения. Вынесло нас на Shark Cave, опустился к пещере и увидел в ней уже пять белоперых рифовых акул, но воздуха у меня на остатке было всего 35 ата, а глубина здесь была 27 метров. Так что решил не искушать судьбу и прошел себе мимо. При всплытии группа практически не потерялась, мы с Ильей всплыли в пятидесяти метрах от основной группы с моим маркерным буем.

После этого погружения я почувствовал сильную усталось и вместо ночного погружения мы, с супругой, отправились в Сабанг на массаж. И не пожалели, было действительно хорошо.

13.11.05  № 13 Chicken Inland East Side

Ехали примерно с час на большой “банке” и большой толпой. Поехала с нами моя жена, ей хотелось побродить по Цыплячьему острову, посмотреть местную флору. Ныряем всей толпой, но одна другая группа уходит вперед и мы остаемся только своей. На небольшой глубине множество огромных кувшинообразных губок, с человека ростом. Глубже двадцати метров бурная растительность исчезает,и начинается царство огромных горгонарий, по размеру они гораздо больше, чем в Египте и Палао. Тут у меня получилось самое глубокое здешнее погружение –33.3 м.  Подхожу снять огромную горгонарию и вижу, что метров пять ниже по склону стоит еще больше. Я иду к ней и вижу, что ниже есть еще крупнее и так далее. Встретил здесь на склоне довольно крупного осьминога, снял его “фишаем», прежде чем он занырнул под камень. Потом мы встретили нашу группу и пошли вместе обратно. Довольно долго и практически безуспешно гонялся за красно-белой рыбкой, похожей по строению на губанчика,а по окраске - на рыбу-клоуна. Ну, очень она быстро меняет направление движения, не упевает автофокус камеры за ней. Всплыли, поднялись с Ильей на лодку последними, а нас уже арестовали местные егеря. У наших гидов не оказалось какой то лицензии на посещении Цыплячьих островов, в общем-то идет процесс вымогания денег. Через какой то промежуток вторая наша лодка внаглую ушла от егерей. Те кинулись в погоню на своей небольшой лодке, даже стреляли по ним из чего-то, но, наверное, не попали и вернулись к нам. А через полчаса пошли обратно и мы, нас отпустили, забрав почему-то пару баллонов. А по острову мы так и не побродили.

№14 Dungon Wall

Пошли группой смотреть морского конька-пигмея, только в этот раз течение было гораздо сильнее. Посмотреть конька на горгонарии  наша группа смогла, потом Вик предложил мне самостоятельно заняться его съемкой , а он с  группой пошел выше. А вот снять его мне так и не удалось, во-первых, – сильное течение постоянно раскачивало ветку горгонарии, а во-вторых, – конек-пигмей категорически отказывался позировать, и  все время отворачивался. Правда в один из моментов мне показалось, что он сдался и съемка сейчас пойдет, но тут на меня сзади напал гигантский синий спинорог. И пришлось мне очень быстро уходить от этой бешеной рыбы, размахивая своими фотоаппаратами, как щитом. Зато потом снимал кузовков, в голубенькую и желтенькую пятнышку, смешные они. Почти удалось снять хорошо креветку мантисс. Точнее я хорошо снял ее голову торчащюю из норы под камнем, для этого, правда, пришлось самому практически залезть под него.

№15 Sabang Wreck

Наша группа свои погружения сегодня закончила, а я уговорил Вика сводить меня снова на поиски украшенного трукорыла. Илья тоже решил посмотреть, куда это я направился, итого идем троем. Сначала я снял деревяный пароходик с бака и кормы Никоносом с «фишаем». Потом пришел черед «макро» – большая рыба-флейта совершенно меланхолично плавала примерно в полуметре от меня, мне приходилось отодвигаться в сторону, чтобы вместе с ее носом в кадр попали и глаза. Затем пришла еще одна поменьше рыба-флейта, и они уже начали кокетничать друг с другом, а я пошел на песок к бочке, где меня должн был ждать мой трубкорыл. Возле бочки было столпотворение фиолетовых ежей, в поле зрения маски находилось около полусотни особей и все они куда «неслись» такой толпой, но меня, в этот момент, они уже не интересовали. Увидев своего трубкорыла я застыл на глубине 18 метров на ближайшие 10 минут. Только вспыхивала вспышка моего фотоаппарата,  при этом я старался не давать рыбке уплыть далеко. Потом снял песчанного угря, торчащего из песка как знак вопроса, правда, несколько мелковато. Опять фотографировал большого морского конька. А у Ильи, после погружения, впечатлений было ну очень много. Оказывается, он и не предполагал, что здесь так много можно увидеть всего лишь за один дайв.

№16 Sinangigan Wall

Весь  народ поехал на водопады, а Илья Роффе, под впечатлением от вчерашней третьего погружения,  решил, что водопады везде одинаковы, и не поехал со всей группой. Так что ныряем опять втроем, Вик пообещал неплохое место и без сильного течения. Свалились в воду примерно в 10 метров от скал, довольно пологий свал. Сначала нам показали колонию желтых голоуторий (родственники нашего трепанга), длиной около 2-3 сантиметров каждый, они сосредоточенно что-то и у кого-то объедали. Потом была парочка до этого не виденных нами мясистых голожаберников зеленого цвета. Встретил маленькую серенькую муренку (муреной ее сложно назвать из-за слишком малого размера – около полуметра), она выглядывала из норы под камнем. Пошли на выход и начали попадаться креветки мантис, прямо даже обидно, что воздуха почти не осталось.

№ 17 Sabang Wreck

Все как вчера, за одним искючением – у меня в Никоне Д70 снова села батарея и снял только малую часть того, что видел. Рыбу –камень (stone fish)  я еще снял, и думаю, что неплохо получилась. Просто шикарно смотрелась оранжевая рыба – лягушка внутри кувшинообразной губки, тут еще Вик вытащил откуда-то большую креветку-чистильщика. Сняв все это «фишаем» «Никоноса», прилег на песок у губки, чтобы неторопясь снять портрет рыбы-лягушки. Слышу, Вик стучит указкой по своему баллону, – думаю, что это он зовет Илью и не обращаю на это внимание. Потом слышу смех Вика, поднимаю глаза, он показывает, куда то мне за спину. Я оглядываюсь и вижу в полуметре от своих ласт крупную полосатую морскую змею. Испугаться я не успел, зато энергии в фотоаппарате хватило только на пару кадров головы змеи. Нашли призрачную рыбу-флейту, я снял ее «фишаем» на фоне маски и ладони Ильи. Потом в таком же стиле снял, как Илья снимает морского конька. Больше я не фотографировал - растроился, наверно.

№18 The Hill

К вечеру зарядил батарею Никона Д70. У меня сегодня еще одна попытка снять мандариновую рыбку. Пошли немного пораньше, чтобы быть первыми. Чуть позже нас в район Батангас канала подошла еще одна лодка битком набитая дайвера. Я еще успел растроится по этому поводу, но как оказалось зря, – сильное течение их просто разбросало по всему сайту. Ныряем,  сильное течение под водой, идем за Виком. Пришли, это вроде та же самая коралловая друза, что и в прошлый раз. Вик подтвердил наличие мандариновой рыбки внутри, остается надеяться, что все получится. Разместились вокруг коралла с рыбкой, закрепились за камни и кораллы, потому что течение сильное и снесет  мгновенно. Ждем.  Где-то через минут тридцать Вик показывает, что появилась еще одна рыбка, напряжение продолжает нарастать. Рыбки приближаются к вершине коралла, готовлю фотоаппарат. Вот мандариновая рыбка мгновенно появляется над кораллом, но она одна и ее также мгновенно сносит течением, куда то за меня. Вторая рыбка просто не успела следом за ней выплыть из коралла. Что ж будем пытаться снять ее внутри него, и она дала мне несколько возможностей снять ее. В общей сложности я нажал на спуск камеры около 15 раз, пытаясь сфотографировать эту мандариновую рыбку. Но, как потом оказалось, при просмотре на своем ноутбуке, лишь один кадр меня удовлетворил Но зато, я получил удовлетворение на все сто процентов. В итоге, имеем рекордное погружение в восемьдесят пять минут, его я провел практически в одной позе, на течении и на глубине 12 метров. А если вспомнить и Палао, то всего получится пять погружений ради одного кадра, но действительно хорошего кадра, этой знаменитой рыбки. Тем не менее, я доволен результатом. На поверхности хлестал тропический ливень, и я практически мгновенно замерз. Но уже через пять минут дождь перестал, и мы пристали к берегу нашего дайвцентра.

№ 19-20 Verde Island Drop Off

С утра загрузились в большие «банки», и все русские группы повезли на остров Верде- два погружения и плюс «барбекю-пикник». Оба погружения были около небольшого рифа, на восток от острова, и на сильном течении. Достаточно крутой свал, ниже двадцати метров - большие горгонарии. Множество некрупных рыбок – школа синих триггер-фишей, анчосов и  золотых рыбок. Видел пару новых видов голожаберников. Наблюдал и снимал, как морская полосатая змея осматривает стенку рифа, в поисках еды заглядывая во все углубления. Видел пару раз креветку мантис, но снять хорошо, опять не удалось. С ее съемкой мне постоянно не везет. Вик  показал креветку- симбионта, живущую в морской лилии, но нормально ее я не снял – нужно, чтобы кто-то еще один помогал, раздвигая лилию двумя металлическими палочками. Зато снял маленьких рыбок из семейства гоби, живущих на черном коралле. Не понравилось, что поверхностный интервал между погружениями был очень мал, – у меня он был всего сорок минут, просто я вышел на двадцать минут позже группы. Из-за этого  во втором погружении чуть не влез в декомпрессию. Потом был пикник с жареными вкусностями и пивом на берегу. Поэтому сегодня больше не ныряли.

16.11.05 №21 Boulders

Ныряем в пяти метрах от береговых скал, под водой нагромождение скальных обломков довольно большого размера. Снимаю снизу вверх, сквозь проход между скал, тут суетятся рыбы флейты и несколько баннер-фиш, здесь же растет горгонария. Уходим до 30 метров, здесь уже есть довольно сильное течение. Вик пытается найти конька-пигмея на горгонарии, но неудачно. Под одним из карнизов попадается императорская рыба-ангел. А на карнизе, вниз головой висит скорпена. Попадаются разнообразные голожаберники, но такие виды у меня уже сняты. Снимаю рыбку гоби на одиночном коралле, очень уж быстро она перемещается по нему.

№22 Manila Channel

Довольно стандартный дайв.  Единственно, что его отличило от других – я снял чистку сине-желтым губанчиком весьма крупной рыбы-шар, особенно понравилось путешествие губанчика во рту этой крупной рыбы. А на выходе, уже на остановке безопасности, увидел, как леопардовая мурена спряталась под большой бочкообразной губкой. Прервал остановку и спустился ниже на пару метров, но мурена показала мне только желтый нос, а такой у меня уже снят в одном из погружений.

№23 Sabang Wreck

И снова я иду на него, чтобы снять украшенного трубкорыла. Опять вся группа, кроме Ильи и меня, отдыхает, и это радует - можно спокойно заняться фотосъемкой и никуда не спешить. Оранжевая рыба лягушка так и продолжала сидеть в губке, как и два дня назад. Проплывающие мимо нее сотни  дайверов, как я понимю, ей совсем не помеха. Идем к желанной бочке и через пару минут поисков, Вик находит для меня желанного трубкорыла. В этот раз я стараюсь ее не пугать, делаю все очень медленно и неторопливо, и она практически спокойно стоит на месте. Через несколько минут съемки я понимаю, что уже снял то, что мне было нужно. Фотографировал прозрачных анемоновых креветок, попытался подобраться поближе к рыбкам гоби, но близко она не подпускает, тут нужен объекти порядка 105 мм. Встретил морского языка  и только сейчас обратил, какой у него интересный спинной плавник – за головой сверху торчат три пера, длиной как сама рыба.

17.11.05 №24 Almajane Wreck

Глубоко- 30 метров и весьма сильное течение, порадовало неплохая видимость, – мы просто сегодня были первыми. По большому счету на судне смотреть нечего, деревянные конструкции прогнили и в любой момент могут рухнуть вниз. Под кормой на течении стояли несколько бат-фишей, попалась рыба-лягушка, была пара крылаток. В общем, через 34 минуты мы все уже были на нашей лодке.

№25 Shark Cave

Мутно, видимость не более 10 метров, хотя течения практически нет. В пещере в этот раз присутсвовали три белоперых рифовых акулы, причем одна из них длиной не менее 2.5 метра. Поснимал. В этот раз попался желтый голожаберник на красной губке - снял. Опять дважды пытался снять креветку мантис, вроде что-то получилось в этот раз. При съемке рыб клоунов черного цвета, услышал, как он громко щелкает, выражая мне свое неудовольствие. Неплохо получилась парочка клоунов помидорного цвета в анемоне.

№26 Sabang Beach

Свалились, как обычно в третьем за день дайве, втроем (с Ильей и Виком) на песок пляжа. Практически сразу попалась рыбка из семейства мандаринок (“fingeret dragonet”), та, что ходит по дну на своих плавниках-пальцах. Я дошел до отдельно стоящего на песке мягкого коралла и увидел на нем мелкого желтого крабика, размером менее сантиметра. И опять минут на десять застыл на месте, снимая этого крабика, к тому же на коралле он оказался не один. Потом по близости,  на чистку подошел морской язык, и я снимал, как прозрачные креветки-чистильщики сноровисто чистят его. Встретил голову крокодиловой мурены, торчащюю из песка – снял. Потом мне попалась куда-то спешащая рыба-лягушка, причем она шествовала по дну на своих четырех плавниках, а не плыла. Видел кончик морды мурены, торчащий из старой трубы. А Вик с Ильей встретили черную призрачную рыбу флейту  и белую рыбу лягушку на старой затопленной яхте.

18.11.05 №27 Sabang Wreck

Завершающий день нырялки. Идем всей группой, зашли с песка, в стороне от затопленных судов. Вик показал народу, как обычно, песчаных морских коньков. Я слегка задержался, снимая прозрачных креветок чистильщиков около анемоны на песке, вся группа ушла несколько вперед. Иду вслед за ними, но чуть в стороне и встречаю ту, о которой уже и мечтать перестал. В песке передо мной сидит каракатица, размером примерно сантиметров 30. Она меня тоже увидела, так как поменяла свой цвет, и собралась уже убегать. Но она  видимо услышала мои мысленные просьбы и осталась позировать. Начал ее съемку, тут ко мне подошел Илья и мне удалось использовать Никонос с «фишаем», снимая каракатицу на его фоне. Потом был черед Никона Д70 с «макро», приходилось слегка отставать, чтобы она вся помещалась в кадр. Потом нашел еще одну каракатицу, эту я сумел снять до того, как она поменяла свой цвет. Встретил рыбу с крыльями –львиная голова(“flying gurnard”) – также поснимал. Вышел на яхту, а там уже вся группа собралась. Яхта металлическая, длиной метров 15, стоит на кильблоках, и была затоплена специально, как атракцион для дайверов. Сейчас она уже вся заросла губками, кораллами и обжита разнообразной морской живностью, тем не менее, не потеряла своего вида. Жалко, что пленки в Никоносе уже нет, тогда сегодня сходим сюда еще раз. Вик показывает мне совершенно белую рыбу-лягушку, еще и сидящую на белой губке – снимаю. Потом он демонстрирует мне черного украшенного трубкорыла, того, что нашел вчера. После чего показывает мне, что он с группой будет всплывать, а я могу остаться и поснимать неторопясь. Смотрю свой остаток воздуха на компьютере – 65 атмосфер и семь минут до входа в декомпересиию – это почти нормально. Сосредоточиваюсь на съемке рыбы-флейты, благо, что никто не мешает. Вроде снял, хотя желательно потом еще раз продублировать, для верности. Мой остаток воздуха 40 атмосфер и уже две минуты до декомпрессии – нужно поспешить. Я быстро огибаю яхту и  вижу на борту нового для себя голожаберника. Быстренько делаю несколько снимков голожаберника и иду  наверх – в декомпрессию не влез, компьютер показывал «нули». Выпускаю маркерный буй и отстаиваю остановку безопасности.

№28 La Laguna Point

Завершающее погружение в поездке у моей московской группы, а я еще хочу разик сходить на последок. Ныряем неподалеку от дайвцентра. Пока я снимаю маленькую прозрачную рыбку гоби на коралле, группа уходит за пределы видимости. И дальше я как обычно иду один, сам с собою. Попадается стая макрели, но в этот раз они  рты не открывали, а только сосредоточенно маневрировали. Снял кузовка, причем успел снять пока он не начал убегать, а был развернут в мою сторону. Попался кусок небольшого суденышка, от него остался только один правый борт. Видел креветку мантис, но она очень быстро ушла в нору и не желала из нее показываться. Всплыл в видимости дайвцентра.

№29 Sabang Wreck

И в завершении, снова мой любимый сайт в здешних местах. Идем только вдвоем с Виком. Я хочу снять яхту широким углом, а Вик послужит мне моделью. Сразу идем к ней, но мне не дали снять то, что я хотел – одновременно с нами сюда подошла группа корейцев. У одного из них прямо на корпусе бокса цифрового фотоаппарата были закреплены и компас, и дайв компьютер. Круто. Тем не менее, я отснял яхту Никоносом с «фишаем» и потом попросил Вика показать мне еще раз черного трубкорыла.  На его съемку у меня ушло минут десять. После чего Ник показал мне, что он замерз и пошел наверх. А я пошел мимо остальных пароходиков на песок к морским конькам, захотелось посмотреть на них напоследок. Встретил торчащюю из песка голову креветки мантис, но другой ее разновидности – с продолговатыми глазами на стебельках, чему очень обрадовался. Жалко, что не вся она торчала из норы, снял здесь около десятка кадров с разных дистанций и направлений. Тут же встретил колючюю ракушку по прозвищю «ракушка-пешеход», сделал ее пару кадров – хотел показать жене. Мой компьютер показывал мне на глубине 13 метров, что у меня остаток воздуха 40 атмосфер и до входа в декомпрессию мне опять осталось две минуты. С глубочайщим сожалением оглядел здешнее дно, давшее мне так много новых впечатлений и начал процесс всплытия. Выпустил свой маркерный буй на глубине 6 метров и отвисев положенные три минуты остановки безопасности, я всплыл. Тут же подошла моя лодка с Виком. В лодке я с грустью отметил, что здешняя нырялка в этот раз завершилась, но мне тут же захотелось побывать здесь еще раз. И я сразу стал прикидывать с кем  и когда я сюда приеду в следующий раз.

Итоги: За двадцать девять погружений в течение десять дней,  мне удалось увидеть и снять практически в одном месте украшенного трубкорыла(ghost pipefish) двух видов, мандариновую рыбку и морского конька-пигмея, а также много из того, что также считается культовым объектом у подводных фотографов, как перечисленные выше особи. Конечно, все это я увидел и смог снять только благодаря моему гиду Вику. Я считаю, что мне очень повезло со здешней нырялкой. И мне здесь понравилось. На Филиппины я буду возвращаться еще не раз, тут есть, где понырять и что посмотреть. Следующая цель – остров Себу с акулой лисицей (tresher shark).

19.11.2005-22.11.2005 ПуэртоГалера- Батангас-Пагсаньян-Манила-Сеул-Владивосток

Потом была долгая дорога до Манилы - мы вместе с москвичами заезжали на экскурсию на водопады Пагсаньян. Ночевали уже в своем отеле «Crown Plaza» в Маниле. На следующее утро была экскурсия по старой Маниле с русскоязычным гидом. Это невысокая полная филиппинка, прожившая, во времена СССР, восемь лет в Киеве и закончившая там институт. Сейчас принимает русские и украинские группы, приезжающие лечится у местных «хиллеров», а также занимается экскурсиями по Маниле, организацией выездов на вулканы и водапады. До обеда побывали в католическом соборе 16 века, на площади независимости Филиппин, посмотрели старинный дом-музей в испанском стиле, и напоследок посетили старинный форт. Зашли в магазин сувениров, здесь благодаря нашему гиду на все была 60 процентная скидка. Взяли обычные сувениры для себя и друзей- ракушки, поделки из дерева.

Потом уже сами бродили по огромнейшему торговому центру «Mega Mall». На следующий день мы съездили на набережную, но долго там не задержались, – запахи Манильской бухты нас не привлекали, и мы вернулись в гостиницу. После ужина отправились в аэропорт Манилы, регистрация на рейс и перелет до Сеула. Наш вылет из Сеула домой был около 10 утра, и уже после обеда мы были во Владивостоке.

P.S. Супруге удалось, в багаже, провезти с Филиппин пророщенный кокос, который она подобрала прямо на пляже в Сабанге. Так что у меня в квартире растет память о Филиппинах.