НомеPhotosTextsLinksfriendsAbout

 


ЦИФРА ПОД ВОДОЙ - Nikon D70/50

 

Сначала была пленка… 

После первой подводной «мыльницы» у меня появился «Никонос-5» с широкоугольной оптикой, который есть в наличии и теперь, по прошествии восьми лет. Потом была неавтофокусная «зеркалка» для  макро в боксе «Yellow Sub». Постепенно у меня сложилась система для любого вида съемки под водой - «Никонос-5» был под широкий угол, а  зеркалка - под макро. Ведь по–моему мнению, которое я никому не навязываю, но я сам так уже давно делаю, для съемки под водой нужно всего лишь два объектива. Для «широкого угла» нужен «фишай», а для макро сюжетов – в большинстве случаев лучше всего подходит 50 мм. Таким набором оптики можно снять 95 процентов всех подводных сюжетов и гораздо меньше будет раздумий, какой из объективов поставить в этот раз.

  

Потом была цифра…

Я не сразу поддался веяньям цифровой моды и перешел на нее лишь, когда она стала более доступной по цене. Даже уже имея и снимая на поверхности фотокамерой Никон Д70, я еще с полгода раздумывал «А нужно ли мне это под водой? Ведь и так все хорошо получается». После долгих раздумий и прикидок, я сдался: были куплены два объектива: «фишай» «Nikkor 10,5mm» и макро с масштабом 1:1 «Nikkor 60 mm».После чего, был заказан в Японии  бокс фирмы «Sea&Sea» под камеру «Никон Д70» с портами и вспышкой «Inon Z220». Когда же получил коробки с боксом  и портами, и собрал его, я был просто в шоке и ужасе от размеров и веса получившегося комплекта. На бокс был установлен девятидюймовый порт для съемки «фишаем», и для сравнения я положил рядом с ним мой «Никонос-5» с «фишаем» 12мм. Миниатюрное совершенство «Никоноса», выверенное годами и наступающие новые цифровые технологии, пока еще не во всем совершенные. Весовое и визуальное сравнение было пока не в пользу цифры.


 В сезон 2005 года  постепенно я стал снимать под водой «Никоном Д70», попробовал макро и «фишай», и как-то так размеры бокса отошли на второй план. Снимать оказалось весьма удобно, больше всего понравилась возможность контроля правильности экспозиции, и то, что ошибку достаточно легко исправить. Пропала необходимость траты времени на сканирование пленок, хотя у компьютера сидеть меньше от этого не стал, доводя фотографии снятые под водой в Raw. Из недостатков бокса фирмы «Sea&Sea» можно отметить следующее.  С  большим девяти дюймовым портом бокс имел положительную плавучесть и норовил всплыть на поверхность. В холодной воде (+3-5 градусов) бокс с макро портом сильно запотевал, из-за своей пластмассовости. Тут не помогали никакие ухищрения, кроме как заранее держать бокс минут 10 в холодной воде, чтобы к погружению успел отойти. Очень быстро на боксе отказало управление передним управляющим колесиком. Сообщил об этом приятелям японцам, они говорят мне, давай присылай бокс – починим без проблем, но все как-то не случилось отправить им бокс на ремонт и профилактику. Я просто приспособился обходиться одним колесиком управления. Выставлял заранее выдержку, а экспозицию регулировал только диафрагмой камеры, благо, что у «семидесятки» два управляющих колесика, и изменением мощности вспышки «Inon Z220». Кроме того, из-за четырех патефонных замков на задней крышке, весьма неудобно открывать и закрывать бокс. А также получился очень большого размера уплотняющий «О-ринг» между боксом и задней крышкой, при установке его в канавку бокса он всегда норовит вылезти из нее, появляется опасность затопить бокс с фотоаппаратом. К слову сказать, именно так у меня и получилось с Никоном Д70 во время сафари на Мальдивах. При закрытии бокса «О-ринг» с правого края вылез, а я  этого не заметил. Погружаюсь, на глубине около двух метров при осмотре боксов вижу, что боксе сантиметра два воды. Тут же всплываю, поднимаю бокс над головой и плыву к «дони», благо она находится всего в десяти метрах. Как я во  всей снаряге запрыгнул на ее корму, сам не могу понять до сих пор, да и народ, который это видел, до сих пор удивляется. Бокс тут же на корме был мною разобран, из фотоаппарата вынул батарею и карту памяти. После чего я продолжил погружение с оставшейся камерой Никон Д50. Я внутренне уже расстался с залитым Никон Д70, ведь я прекрасно представлял, что делает морская вода с электроникой, но, как потом оказалось, я рановато его похоронил. В Москве фотоаппарат был оживлен моим старым приятелем и сейчас проходит испытания после восстановления не совсем традиционным и гораздо более дешевым способом.

  В процессе съемки с «фишаем» под водой проявились ограничения матрицы Никона Д70 - при фотографировании против света картинка получалась с сильными градиентами цвета в зелено-голубом диапазоне, как потом выяснилось, происходила засветка в зеленом канале цветности. Именно в такие моменты обычно и вспоминалась старая добрая пленка, на нее было так легко фотографировать против света. Долго не мог привыкнуть, что при пересвете не остается никакой информации в белом, и в отличие от пленки, ничего уже не возможно вытянуть. Тут при съемке приходит на помощь гистограмма или индикатор областей засветки. Зато при макро съемке недостатков найдено не было - очень быстрая и уверенная фокусировка, и просто великолепная резкость «никкоровского» макро объектива 60 мм, говорили сами за себя.

При поездке на Филиппины в Пуэрто Галера, в ноябре 2005года,  для съемки пейзажей  и в качестве второй камеры я также продолжал использовать «Никонос-5» с 12мм «фишаем». Вроде особых проблем с пленкой не было, но удобство цифры очень сильно упрощает процесс получения желаемого результата. Именно на Филиппинах, я  и начал задумывался о второй цифровой камере для съемки «широкого угла», но пока ничего подходящего не находил. Брать еще один Никон Д70 мне не хотелось, в первую очередь из-за размеров бокса.  А о «Никоне Д50» в качестве второй камеры я задумался только тогда, когда фирма «Sea&Sea» анонсировала бокс под эту камеру. Увиденная картинка бокса под Д50 в Интернете и аннотация к нему, меня приятно поразила - я просто влюбился в него. Во-первых - они вернулись к металлическому алюминиевому корпусу самого бокса, значит сразу исчезала проблема отпотевания в холодной воде Японского моря. Бокс стал очень компактным и легким – примерно на треть меньше своего предшественника под Д70 и легче более,  чем на пол килограмма. Ручки по бокам уже крепились прямо к боксу, а не шли под ним. Имелось два разъема под вспышки, значит, не требовалось докупать специальный шнур для синхронизации обоих вспышек с камерой в боксе. А самое важное, что при всех своих видимых преимуществах он был гораздо дешевле бокса под Д70. Кроме того, отзывы в журналах и Интернете по поводу Никона Д50 оказались вполне доброжелательными. Конечно, функционально камера Никон Д50 более урезана, чем ее старший брат Никон Д70, но не настолько, чтобы престать быть серьезным инструментом в руках фотографа. Из самых значительных моментов для подводного фотографа  стоит отметить следующее – у камеры исчезло второе управляющее колесико и убрали подсветку верхнего дисплея. Из менее существенных потерь и изменений - поменялась карта памяти на SD, исчезла выдержка 1/8000, убрали защиту просмотрового дисплея, некоторые функции стали доступны только через меню. Но зато в меню появился русский язык. Кроме того известно что, более новые камеры, выпущенные с разницей всего в один год, снимают обычно лучше. В них используется более  лучший алгоритм пересчета при записи изображения на матрицу, а значит и шумов меньше, и цветопередача лучше. Так оно и оказалось на практике – более дешевый по цене Никон Д50 снимает во многих случаях лучше, чем более дорогой Никон Д70, при практически одинаковой внешности и начинке.

 Многие фотографы мне советовали подождать пару – тройку месяцев до выхода Никона Д200, но мне бы потом пришлось ждать еще минимум полгода, пока выпустят бокс под него. Кроме того, не последнюю роль играла и цена на камеру Д200, а соответственно и цена на бокс под него, все это очень сильно удорожало систему из двух фотоаппаратов.

Кроме того, при покупке Никона Д50 я весьма сильно экономил, мне не нужно было покупать к нему оптику, ведь вся оптика уже была приобретена с Никоном Д70. Так что приобрел только сам корпус фотоаппарата Никон Д50, «тело» или «тушка» на языке фотографов. Не смотря на наличие у меня большого девяти дюймового порта, для Д50 я взял еще и небольшой шести дюймовый. Сам «фишай» 10.5 мм очень небольшой по размеру и по передней линзе объектив, и мне всегда казалось, что наличие такого большого порта просто излишне. Выиграв в компактности системы, я не проиграл в качестве, но это только мое мнение.  

    

Зато в этот раз, когда я получил коробки с боксом из Японии, никакого шока я не испытал, получил только удовольствие от хорошо сделанной вещи. Тестовая съемка с использованием нового бокса проходила во время сафари на Мальдивах в мае 2006 года, я взял в поездку обе своих камеры Никон Д70 и Никон Д50 с боксами. Отвечаю на возможные вопросы, для чего мне понадобилась две камеры сразу. Наличие двух камер -  одна с «фишаем», а вторая – с макро объективом, дает  мне возможность снять практически любой объект и сюжет, встреченный под водой. Мало того, при желании и определенном умении можно обходиться и без помощника под водой, для переноски второй камеры. В моем последнем сафари на Мальдивах на яхте «Moodhumaa» у нашего местного дайв гида Сато по началу  в глазах было недоумение, как я буду обходиться с двумя камерами под водой, но уже после первого погружения все стало на место. Просто если одну камеру, с согнутой в колене штангой вспышки, повесить на сгибе правой руки, а вторую камеру держать в той же руке, вы поймете, что они не мешает плаванию, и  всегда находятся под рукой. Уже первые съемки черепахи против света показали, что Никон Д50 снимает против света под водой лучше Никона Д70 – практически не было градиентов вокруг солнца. Это, на мой взгляд, самое основное преимущество этой камеры. С ней я использовал для съемки новую вспышку «Inon Z2000w», это вариация на тему предыдущей 220 модели. Правда, в ней появился режим  S-TTL, который используется Каноном и разнообразными  компактными цифровыми камерами. Синхронизации в режиме TTL Никона Д70/50 в ней так и нет. Зато  кроме чисто ручной регулировки мощности вспышки появился режим «Auto+TTL Manual», в котором камера в ручном режиме использует внутренний TTL вспышки с возможностью ручной коррекции ее мощности. Четырех батареек  установленных во вспышку хватало более чем на три дня интенсивной съемки.

 О недостатках. Сразу проявилось неудобство ввода диафрагмы на Никоне Д50, требовалось участие сразу двух рук. Также из-за отсутствия подсветки верхнего дисплея сложно увидеть какая диафрагма и/или выдержка установлена на камере, особенно во время ночного погружения. Я намеревался использовать Никон Д50 только для съемки «широкого угла», но после затопления Д70, на ночное погружение ставил макро объектив 60 мм. Из-за утопления Никона Д70 у меня освободилась вспышка «Inon Z220» и появилась возможность попробовать поработать с двумя вспышками «Inon» на широком угле. Сказать, что с двумя вспышками мне стало снимать лучше или я снял гораздо больше хороших кадров - не могу. Ведь в большинстве случаев даже при съемке «фишаем» пейзажа, мы ведь подсвечиваем какой-то основной объект на переднем плане, остальное доделывает сама композиция и естественный свет. Так что, на мой взгляд, две вспышки или одна это все от лукавого, кто как привык снимать, тот так и будет. В случае недостаточного естественного освещения из-за отсутствия солнца на поверхности или большой глубины, использование второй вспышки более предпочтительно для получения более сбалансированной картинки. Об экономичности камеры - я снял около полутора тысяч кадров Никоном Д50, прежде чем индикатор батареи показал остаток 30 процентов. А у Никона Д70 батареи хватало примерно на 400-500 кадров, хотя батареи практически идентичны. Значит на столько снижено энергопотребление самой камеры при съемке.

 Снятые обеими камерами фотографии каждый вечер «сливались» в ноутбук и на портативный автономный жесткий диск, для дополнительной гарантии сохранности. Тут же на ноутбуке производился предварительный просмотр фотографий, в присутствие заинтересованных членов группы, и отбраковка по качеству, в первую очередь по резкости.  

Итоги: За  одиннадцать дней сафари – мною снято только Никоном Д50 около двух тысяч кадров. За неделю сидения у компьютера, из них обработано и доведено до печатного состояния около 100 фотографий. Не нужно бояться, что вы погибните в количестве снятых фотографий. Цифра позволяет думающему фотографу, делая несколько дублей при съемке выигрышного сюжета, улучшить самого себя и гарантированно избежать не резкости, не думая при этом, что сейчас кончится пленка. А те, кто просто снимает бездумно, ради того чтобы просто нажимать на спуск, то у него количество никогда не перейдет в качество, не зависимо от того снимает он на цифру или пленку. 

P.S. Тестовая съемка Никоном Д50 в холодной воде Японского моря, при ее температуре +3 градуса, показала, что бокс с 60 мм макро объективом не запотевает в даже таких жестких условиях.  А также вспышка «Inon Z2000w» очень корректно работает с макро объективом в режиме «Auto + TTL Manual», я практически не вмешивался в установленные параметры экспозиции.

 

Шпатак АГ

Июнь 2006 года.  

 



НомеPhotosTextsLinksfriendsAbout

E-mail: asdiver@mail.primorye.ru
Все права защищены © 2002-2006

Hosted by uCoz