Сначала была пленка…
После первой подводной «мыльницы» у меня
появился «Никонос-5» с широкоугольной оптикой, который есть в
наличии и теперь, по прошествии восьми лет. Потом была
неавтофокусная «зеркалка» для макро в боксе «Yellow
Sub». Постепенно у меня сложилась система для любого вида
съемки под водой - «Никонос-5» был под широкий угол, а зеркалка -
под макро. Ведь по–моему мнению, которое я никому не навязываю, но я
сам так уже давно делаю, для съемки под водой нужно всего лишь два
объектива. Для «широкого угла» нужен «фишай», а для макро сюжетов –
в большинстве случаев лучше всего подходит 50 мм. Таким набором
оптики можно снять 95 процентов всех подводных сюжетов и гораздо
меньше будет раздумий, какой из объективов поставить в этот раз.
Потом была цифра…
Я не сразу поддался веяньям цифровой моды и
перешел на нее лишь, когда она стала более доступной по цене. Даже
уже имея и снимая на поверхности фотокамерой Никон Д70, я еще с
полгода раздумывал «А нужно ли мне это под водой? Ведь и так все
хорошо получается». После долгих раздумий и прикидок, я сдался: были
куплены два объектива: «фишай» «Nikkor
10,5mm» и макро с масштабом 1:1 «Nikkor
60 mm».После чего, был заказан в Японии
бокс фирмы «Sea&Sea»
под камеру «Никон Д70» с портами и вспышкой «Inon
Z220». Когда же получил коробки с боксом и портами, и собрал
его, я был просто в шоке и ужасе от размеров и веса получившегося
комплекта. На бокс был установлен девятидюймовый порт для съемки «фишаем»,
и для сравнения я положил рядом с ним мой «Никонос-5» с «фишаем»
12мм. Миниатюрное совершенство «Никоноса», выверенное годами и
наступающие новые цифровые технологии, пока еще не во всем
совершенные. Весовое и визуальное сравнение было пока не в пользу
цифры.
|
В сезон 2005 года постепенно я стал снимать
под водой «Никоном Д70», попробовал макро и «фишай», и как-то так
размеры бокса отошли на второй план. Снимать оказалось весьма
удобно, больше всего понравилась возможность контроля правильности
экспозиции, и то, что ошибку достаточно легко исправить. Пропала
необходимость траты времени на сканирование пленок, хотя у
компьютера сидеть меньше от этого не стал, доводя фотографии снятые
под водой в Raw. Из недостатков бокса
фирмы «Sea&Sea»
можно отметить следующее. С большим девяти дюймовым портом бокс
имел положительную плавучесть и норовил всплыть на поверхность. В
холодной воде (+3-5 градусов) бокс с макро портом сильно запотевал,
из-за своей пластмассовости. Тут не помогали никакие ухищрения,
кроме как заранее держать бокс минут 10 в холодной воде, чтобы к
погружению успел отойти. Очень быстро на боксе отказало управление
передним управляющим колесиком. Сообщил об этом приятелям японцам,
они говорят мне, давай присылай бокс – починим без проблем, но все
как-то не случилось отправить им бокс на ремонт и профилактику. Я
просто приспособился обходиться одним колесиком управления.
Выставлял заранее выдержку, а экспозицию регулировал только
диафрагмой камеры, благо, что у «семидесятки» два управляющих
колесика, и изменением мощности вспышки «Inon Z220».
Кроме того, из-за четырех патефонных замков на задней крышке, весьма
неудобно открывать и закрывать бокс. А также получился очень
большого размера уплотняющий «О-ринг» между боксом и задней крышкой,
при установке его в канавку бокса он всегда норовит вылезти из нее,
появляется опасность затопить бокс с фотоаппаратом. К слову сказать,
именно так у меня и получилось с Никоном Д70 во время сафари на
Мальдивах. При закрытии бокса «О-ринг» с правого края вылез, а я
этого не заметил. Погружаюсь, на глубине около двух метров при
осмотре боксов вижу, что боксе сантиметра два воды. Тут же всплываю,
поднимаю бокс над головой и плыву к «дони», благо она находится
всего в десяти метрах. Как я во всей снаряге запрыгнул на ее корму,
сам не могу понять до сих пор, да и народ, который это видел, до сих
пор удивляется. Бокс тут же на корме был мною разобран, из
фотоаппарата вынул батарею и карту памяти. После чего я продолжил
погружение с оставшейся камерой Никон Д50. Я внутренне уже расстался
с залитым Никон Д70, ведь я прекрасно представлял, что делает
морская вода с электроникой, но, как потом оказалось, я рановато его
похоронил. В Москве фотоаппарат был оживлен моим старым приятелем и
сейчас проходит испытания после восстановления не совсем
традиционным и гораздо более дешевым способом.
В процессе съемки с «фишаем» под водой
проявились ограничения матрицы Никона Д70 - при фотографировании
против света картинка получалась с сильными градиентами цвета в
зелено-голубом диапазоне, как потом выяснилось, происходила засветка
в зеленом канале цветности. Именно в такие моменты обычно и
вспоминалась старая добрая пленка, на нее было так легко
фотографировать против света. Долго не мог привыкнуть, что при
пересвете не остается никакой информации в белом, и в отличие от
пленки, ничего уже не возможно вытянуть. Тут при съемке приходит на
помощь гистограмма или индикатор областей засветки. Зато при макро
съемке недостатков найдено не было - очень быстрая и уверенная
фокусировка, и просто великолепная резкость «никкоровского» макро
объектива 60 мм, говорили сами за себя.
При поездке на Филиппины в Пуэрто Галера, в
ноябре 2005года, для съемки пейзажей и в качестве второй камеры я
также продолжал использовать «Никонос-5» с 12мм «фишаем». Вроде
особых проблем с пленкой не было, но удобство цифры очень сильно
упрощает процесс получения желаемого результата. Именно на
Филиппинах, я и начал задумывался о второй цифровой камере для
съемки «широкого угла», но пока ничего подходящего не находил. Брать
еще один Никон Д70 мне не хотелось, в первую очередь из-за размеров
бокса. А о «Никоне Д50» в качестве второй камеры я задумался только
тогда, когда фирма «Sea&Sea»
анонсировала бокс под эту камеру. Увиденная картинка бокса под Д50 в
Интернете и аннотация к нему, меня приятно поразила - я просто
влюбился в него. Во-первых - они вернулись к металлическому
алюминиевому корпусу самого бокса, значит сразу исчезала проблема
отпотевания в холодной воде Японского моря. Бокс стал очень
компактным и легким – примерно на треть меньше своего
предшественника под Д70 и легче более, чем на пол килограмма. Ручки
по бокам уже крепились прямо к боксу, а не шли под ним. Имелось два
разъема под вспышки, значит, не требовалось докупать специальный
шнур для синхронизации обоих вспышек с камерой в боксе. А самое
важное, что при всех своих видимых преимуществах он был гораздо
дешевле бокса под Д70. Кроме того, отзывы в журналах и Интернете по
поводу Никона Д50 оказались вполне доброжелательными. Конечно,
функционально камера Никон Д50 более урезана, чем ее старший брат
Никон Д70, но не настолько, чтобы престать быть серьезным
инструментом в руках фотографа. Из самых значительных моментов для
подводного фотографа стоит отметить следующее – у камеры исчезло
второе управляющее колесико и убрали подсветку верхнего дисплея. Из
менее существенных потерь и изменений - поменялась карта памяти на
SD, исчезла выдержка 1/8000, убрали защиту
просмотрового дисплея, некоторые функции стали доступны только через
меню. Но зато в меню появился русский язык. Кроме того известно что,
более новые камеры, выпущенные с разницей всего в один год, снимают
обычно лучше. В них используется более лучший алгоритм пересчета
при записи изображения на матрицу, а значит и шумов меньше, и
цветопередача лучше. Так оно и оказалось на практике – более дешевый
по цене Никон Д50 снимает во многих случаях лучше, чем более дорогой
Никон Д70, при практически одинаковой внешности и начинке.
Многие фотографы мне советовали подождать
пару – тройку месяцев до выхода Никона Д200, но мне бы потом
пришлось ждать еще минимум полгода, пока выпустят бокс под него.
Кроме того, не последнюю роль играла и цена на камеру Д200, а
соответственно и цена на бокс под него, все это очень сильно
удорожало систему из двух фотоаппаратов.
Кроме того, при покупке Никона Д50 я весьма
сильно экономил, мне не нужно было покупать к нему оптику, ведь вся
оптика уже была приобретена с Никоном Д70. Так что приобрел только
сам корпус фотоаппарата Никон Д50, «тело» или «тушка» на языке
фотографов. Не смотря на наличие у меня большого девяти дюймового
порта, для Д50 я взял еще и небольшой шести дюймовый. Сам «фишай»
10.5 мм очень небольшой по размеру и по передней линзе объектив, и
мне всегда казалось, что наличие такого большого порта просто
излишне. Выиграв в компактности системы, я не проиграл в качестве,
но это только мое мнение.
|
Зато в этот раз, когда я получил коробки с
боксом из Японии, никакого шока я не испытал, получил только
удовольствие от хорошо сделанной вещи. Тестовая съемка с
использованием нового бокса проходила во время сафари на Мальдивах в
мае 2006 года, я взял в поездку обе своих камеры Никон Д70 и Никон
Д50 с боксами. Отвечаю на возможные вопросы, для чего мне
понадобилась две камеры сразу. Наличие двух камер - одна с «фишаем»,
а вторая – с макро объективом, дает мне возможность снять
практически любой объект и сюжет, встреченный под водой. Мало того,
при желании и определенном умении можно обходиться и без помощника
под водой, для переноски второй камеры. В моем последнем сафари на
Мальдивах на яхте «Moodhumaa» у нашего
местного дайв гида Сато по началу в глазах было недоумение, как я
буду обходиться с двумя камерами под водой, но уже после первого
погружения все стало на место. Просто если одну камеру, с согнутой в
колене штангой вспышки, повесить на сгибе правой руки, а вторую
камеру держать в той же руке, вы поймете, что они не мешает
плаванию, и всегда находятся под рукой. Уже первые съемки черепахи
против света показали, что Никон Д50 снимает против света под водой
лучше Никона Д70 – практически не было градиентов вокруг солнца.
Это, на мой взгляд, самое основное преимущество этой камеры. С ней я
использовал для съемки новую вспышку «Inon Z2000w»,
это вариация на тему предыдущей 220 модели. Правда, в ней появился
режим S-TTL,
который используется Каноном и разнообразными компактными цифровыми
камерами. Синхронизации в режиме TTL
Никона Д70/50 в ней так и нет. Зато кроме чисто ручной регулировки
мощности вспышки появился режим «Auto+TTL
Manual», в котором камера в ручном режиме использует
внутренний TTL вспышки с возможностью
ручной коррекции ее мощности. Четырех батареек установленных во
вспышку хватало более чем на три дня интенсивной съемки.
О недостатках. Сразу проявилось неудобство
ввода диафрагмы на Никоне Д50, требовалось участие сразу двух рук.
Также из-за отсутствия подсветки верхнего дисплея сложно увидеть
какая диафрагма и/или выдержка установлена на камере, особенно во
время ночного погружения. Я намеревался использовать Никон Д50
только для съемки «широкого угла», но после затопления Д70, на
ночное погружение ставил макро объектив 60 мм. Из-за утопления
Никона Д70 у меня освободилась вспышка «Inon Z220»
и появилась возможность попробовать поработать с двумя вспышками «Inon»
на широком угле. Сказать, что с двумя вспышками мне стало снимать
лучше или я снял гораздо больше хороших кадров - не могу. Ведь в
большинстве случаев даже при съемке «фишаем» пейзажа, мы ведь
подсвечиваем какой-то основной объект на переднем плане, остальное
доделывает сама композиция и естественный свет. Так что, на мой
взгляд, две вспышки или одна это все от лукавого, кто как привык
снимать, тот так и будет. В случае недостаточного естественного
освещения из-за отсутствия солнца на поверхности или большой
глубины, использование второй вспышки более предпочтительно для
получения более сбалансированной картинки. Об экономичности камеры -
я снял около полутора тысяч кадров Никоном Д50, прежде чем индикатор
батареи показал остаток 30 процентов. А у Никона Д70 батареи хватало
примерно на 400-500 кадров, хотя батареи практически идентичны.
Значит на столько снижено энергопотребление самой камеры при съемке.
Снятые обеими камерами фотографии каждый
вечер «сливались» в ноутбук и на портативный автономный жесткий
диск, для дополнительной гарантии сохранности. Тут же на ноутбуке
производился предварительный просмотр фотографий, в присутствие
заинтересованных членов группы, и отбраковка по качеству, в первую
очередь по резкости.
Итоги:
За одиннадцать дней сафари – мною
снято только Никоном Д50 около двух тысяч кадров. За неделю сидения
у компьютера, из них обработано и доведено до печатного состояния
около 100 фотографий. Не нужно бояться, что вы погибните в
количестве снятых фотографий. Цифра позволяет думающему фотографу,
делая несколько дублей при съемке выигрышного сюжета, улучшить
самого себя и гарантированно избежать не резкости, не думая при
этом, что сейчас кончится пленка. А те, кто просто снимает бездумно,
ради того чтобы просто нажимать на спуск, то у него количество
никогда не перейдет в качество, не зависимо от того снимает он на
цифру или пленку.
P.S.
Тестовая съемка Никоном Д50
в холодной воде Японского моря, при ее температуре +3 градуса,
показала, что бокс с 60 мм макро объективом не запотевает в даже
таких жестких условиях. А также вспышка «Inon Z2000w»
очень корректно работает с макро объективом в режиме «Auto
+ TTL Manual», я практически не
вмешивался в установленные параметры экспозиции.
Шпатак АГ
Июнь
2006 года.
|