Номе
PhotosTextsLinksfriendsAbout

ТРЕХОЗЕРЬЕ  ИЛИ  В  ПОИСКАХ  ВСТРЕЧИ  С  «ЗОЛОТЫМ ЕРШОМ»

Визитной карточкой подводного Приморья, наряду вместе  с осьминогом Дофлейна, является «золотой ерш» или по правильному желтый морской окунь ,трехполосая марулька. Практически в любом фильме, снятом под водой в заливе Петра Великого и его окрестностях, есть эти крупные и невозмутимые рыбы, которые совсем не боятся ныряльщиков и подпускают их на расстояние вытянутой руки. Это рыба из отряда скорпеновых, достигает длины до 50 см , живет весьма долго - до 30 лет. Обитает среди россыпи  крупных камней и скал на глубинах от 0 до 80 м.

В далекие 70-е годы, я был юн и в большей степени занимался подводной охотой. Я несколько раз встречал под водой и даже охотился на «золотого ерша» у нас на севере Приморья. До сих пор перед глазами стоит величественный силуэт этой весьма крупной рыбы в зарослях зоостеры. Но что-то поменялось в нашей природе, и вот уже почти двадцать пять лет я не видел под водой «золотых ершей».

В двадцатых числах августа 2004 года мы погружались большой компанией в заливе Владимира. Планируем погружения так - дайверов из клуба «Скат» города Томска в первую очередь интересовали остатки крейсера «Изумруд» времен русско-японской войны 1904-1905 гг., а я вместе с Володей Полянским,  распланировал свое погружение так, чтобы еще успеть  и на каменистый свал, у пирса бывшей базы ПДСС. Погрузившись вместе со всеми на «Изумруд» и отсняв на видео то что, осталось от крейсера, мы с Володей всплыли, оставив по 100 ата в баллонах. Пока народ продолжал рыскать по дну среди обломков крейсера, мы переместились метров на 500  в сторону и погрузились на свал, после чего лодка вернулась на место гибели крейсера, обеспечивать, находящихся под водой, томичей.

Свал интересен тем что, когда-то во времена СССР,  военные моряки сбрасывали здесь самый разнообразный, ставший уже не нужным железный хлам, который сейчас уже стал частью подводного ландшафта. Здесь, на свале,  мы встретили пару осьминогов, безразмерные стаи восточного окуня, нескольких рогаток, россыпь пурпурных асцидий, а мохнатоголовые собачки без особых проблем позволяли себя гладить и не торопились прятаться под камни. И вот среди стаи восточного окуня я встретил одного, достаточно крупного, золотого ерша. Я сначала просто не поверил своим глазам - откуда он здесь взялся? Пока показывал его партнеру, а потом подходил поближе к ершу и менял свои фотоаппараты, мой золотой ерш ушел под камень и больше не пожелал оттуда выходить. Воздух был на исходе, и дождаться, когда ерш выйдет из под камня, не получилось, и мы выходим на поверхность. Но этого золотого ерша я все-таки нашел и сфотографировал в последующем дайве на этот свал. Потом уже, за чаем в перерыве между погружениями, Володя Полянский сказал, что знает классную «баночку» под Находкой в районе Трехозерья, где еще пока остались золотые ерши в большом количестве, и пригласил меня понырять с ним на эти отмели.

Но вырваться в сторону Находки, мне удалось только через месяц, уже в конце сентября. Подъем в 04.30, легкий завтрак и старт в 05.00 в сторону Трехозерья. Уже в 11.30 мы в районе порта Восточный, и начинаются поиски дороги, ведущей непосредственно в Трехозерье. Дорога временами переходит просто в направление, но мой джип преодолевает все неровности дороги без особого труда. В 12.15 мы, наконец, добираемся до места назначения.  Трехозерье - это песчаная бухточка, прикрытая с восточной стороны тремя скалистыми островами, называемыми скала Крейсер. Территория бухты поделена между двумя владельцами - портом Восточным и тур фирмой из Владивостока, здесь расположены летние домики для отдыха. Как везде на побережье Приморья, летом  здесь все забито отдыхающими со всего Дальнего Востока - откуда можно добраться сюда на машине. Но сейчас здесь посвободнее и мы своих знакомых мы нашли без особого труда.

… Лодку –надувной «Зодиак» с колесами на транце - по берегу к морю буксируем микроавтобусом 4WD MMC Delica. Грузим ее уже в воде - снаряжение, фотоаппаратуру и баллоны на два погружения сразу, так как заветное место довольно далеко от Трехозерья. Ну, вроде ничего не забыли – можно ехать. «Зодиак», под 30-ти сильным подвесным мотором,  идет по воде весьма быстро, вот только путешествие довольно далеко от комфортного – большая скорость лодки и короткая волна. Лодка практически непрерывно прыгает с волны на волну, все время приходится, сидя на надувном борту,  держаться со всех сил за релинги и стараться, чтобы не ударить о баллоны свой «Никонос». Шли примерно минут двадцать, вот подходим к району погружения,  включаем эхолот - начинаем искать вершину подводной банки . Здесь в этом районе, помимо нас, еще пара катеров из Находки - на них примерно 10-12 дайверов, как тут не вспомнить Красноморье. Находим среди тридцатиметровых глубин заветную глубину в 6 метров, бросаем свой якорь и ждем - зацепимся или нет. Якорь взял грунт, и мы быстро собираемся в воду, рядом с нами встает на якорь еще один катер. Минуты через три я в воде, получаю свои два фотоаппарата и жду партнера. С рядом стоящего катера в воду посыпались дайверы, причем у нескольких в руках остроги - ну, держись все живое под водой. Володя уже в воде и показывает «Погружаемся», идем вниз по диагонали. В начале погружения чувствуется весьма сильное течение с юга, особенно в 3-5 метрах от поверхности. Прохожу вниз вдоль подводной скалы, скала вся заросла актиниями различных форм и расцветок, множество крупных мидий, несколько видов крупных морских звезд. Попадается парочка мохнатоголовых  собачек в узкой расселине на глубине 8 метров, Володя начинает собачек снимать на видео, я пока оглядываюсь по сторонам. Очень много окуня терпуга, на более-менее ровных поверхностях камней сплошным ковром  лежат самки окуня, но при приближении на расстояние в пару метров, они начинают подниматься с поверхности камня и уходят плотной стаей. Везде куда не посмотришь - сплошные стаи терпуга. Мы продолжаем погружаться вдоль скалы вниз, термоклин на 10 метрах – температура воды сразу падает с +14 градусов до +9, я, в своем мокром 7мм костюме, это сразу чувствую, зато увеличивается до 15 метров видимость. Одиночные ерши, черные и золотистые, появляются внутри окуневых стай примерно на глубине 20 м, более мелкие практически ничего не боятся , а вот более крупные особи, при приближении к ним, стараются уйти под камни, в расселины. Володя находит весьма крупного золотого ерша и начинает его снимать на видео. Но ерш неторопливо уходит в сквозной грот, образованный нагромождением крупных камней. Я огибаю камни с другой стороны и вот она, такая долгожданная картинка - на переднем плане шикарный крупный золотой ерш, на дальнем светлом фоне Володя с видеокамерой и включенным светом, все сплошь заросло актиниями. В общем, все как хотелось, но ерш не слишком склонен позировать, я едва успеваю сделать три-четыре кадра «Никоносом», как он уходит в более глубокую и узкую расселину, куда мне уже не забраться. Чуть позже по времени и  глубже по глубине, мне попадается крупный золотой ерш, который хоть и заходит под огромный камень, но потом разворачивается и стоит  прямо у входа в свое убежище. Я вешаю на правый локоть «Никонос», и настроив свою зеркалку с 50 мм объективом, я начинаю съемку ерша.

При этом после каждого снятого кадра  стараюсь незаметно приблизиться к ершу хотя бы на 10-15 см, чтобы снять его как можно крупнее. Ерш выглядит  величественно и наверно знает об этом - мощная голова с большими глазами,  три зубца на жаберных крышках, веретенообразное туловище желтого цвета с тремя темными полосами, широко растопыренные колючие плавники. Красавец, одним словом. После того как я подобрался сантиметров на 50, ерш решает, что хватит мне потакать и уходит в глубь расселины. Смотрю на компьютер- глубина 29.5 метров, воздуха еще 80 атмосфер, показываю партнеру ,что мне пора всплывать, и мы неторопливо идем вдоль скалы вверх. Володя задерживается метров на 5 ниже,  я хорошо вижу его выдыхаемые пузыри воздуха, ну а мне попадается крупная, я бы даже сказал толстая, ярко красного цвета морская звезда на камушке в окружении актиний. Решаю снять этот пейзаж с помощью 12 мм объектива на «Никоносе». Звезда в центре, чуть выше огромные стаи окуня терпуга, подсвеченные в контровом свете солнцем. Хорошо. Делаю несколько дублей, потом еще снимаю эту звезду «полтинником», для протокола.

Выходим на глубину 10 м с другой стороны скалы, и нам открывается классный вид, столь обычный для Красного моря, но столь редкий у нас  -  стая крупных  рыб стоит на течении у скалы( мне сразу вспомнился «Тистельгорм»). И причем это тоже ерши, только голубые (на самом деле он выглядит под водой практически черным)  А у меня в «Никоносе» остался последний кадр…  И это печально.  В общем, всплыли по якорному концу нашей лодки с чувством некоторой неудовлетворенности. У поверхности встретили большую стаю неизвестных мне рыб, мои попытки сфотографировать их, хотя бы для идентификации, не удались. Потом дома, листая справочник «Рыбы Приморья» я, по памяти, нашел неизвестных мне рыб, это была стая серебристых пампов, жителей субтропиков. Данная рыбка  очень редко встречается в Приморье, так что будем считать, что мне повезло.   Как ни странно, но под водой не встретили ни одного из десятка нырявших здесь дайверов, по всей видимости, народ на глубину, где мы были, не пошел, а удовлетворился 10-15 метрами.  Снимаем снаряжение, выбираем якорь и идем к берегу,  в одну из небольших бухточек, чтобы отдохнуть, поменять баллоны и зарядить новые пленки в фотоаппараты. С некоторым трудом вошли в бухточку - пришлось, заглушив двигатель, прыгать в воду и проводить лодку между камней. Бухточка представляет собой распадок между сопочек, берег - крупный зернистый песок с отдельными крупными камнями, есть ручеек с пресной водой. Снимаю верхнюю часть костюма, чтобы согреться, благо, солнышко припекает и ветра нет совсем. Даже сложно представить, что на дворе конец сентября. Забрасываю свои фотоаппараты в ручей на опреснение, – здесь мы пробудем примерно час. Смена баллонов, немного перекусили, меняю пленку в фотокамерах, и мы просто сидим на теплых камнях и  решаем, куда будем погружаться в следующий дайв – однозначно решено запечатлеть увиденную стаю голубых ершей. По прошествии часа выводим руками из бухточки лодку на более глубокое место, после чего возвращаемся на скалистую отмель. Снова поиск с эхолотом, постановка на якорь над скалой, одевание снаряжения, прыжок в воду, оба фотоаппарата в руки и мы идем вниз.

Стаю ершей находим без проблем, она также стоит там же, где ее оставили -  впереди скалы на течении, глубина 10-12 метров. Мы  располагаемся с обеих сторон от скалы и начинаем свою фото и видео съемку. Я снимаю обоими своими фотоаппаратами, стараясь выбрать  ракурс поинтереснее. Подхожу к расселине у основания скалы и вижу там, узкой щели заросшей актиниями, еще нескольких ершей, причем в глубине находятся самые крупные экземпляры. Показываю их Володе, и то же снимаем, самые крупные рыбины пытаются уйти поглубже в расселину, но могут перемещаться там только боком – на столько они велики. После съемки голубых ершей  идем на глубину  вдоль скалы, всюду нас сопровождают стаи терпуга, регулярно попадаются мохнатоголовые собачки и тихоокеанские рогатки. Также встречаю нескольких золотых ершей, но они близко не подпускают – уходят вглубь, под камни. Доходим до 30 метров, здесь уже попадается крупный песок. Здесь же встречаем под  огромным камнем нору с крупным осьминогом, но хозяин с нами общаться отказался, только пара сторожевых щупалец вылетела мне на встречу и потрогало за плечо, после чего осьминог скрылся в глубине норы. Воздух у меня подходит к 80 атмосферам, начинаем медленно выходить наверх, я также стараюсь не выскочить из «без декомпрессионного лимита», все таки второй дайв подряд. В этом плане, моему партнеру проще – он использует для дыхания «найтрокс». Лодка  на месте, снимаем свое снаряжение и теперь уже идем в сторону Трехозерья. На сегодня с погружениями закончено.

На следующий день подъезжает еще народ, и  теперь нас ,ныряющих, на лодке четверо. Решаем сделать первое погружение на той же скале, но, взяв немного в море, где она превращается в подводный хребет с отдельными скалами. Лодка довольно сильно загружена и на глиссер не выходит, что меня весьма радует – можно более-менее спокойно сидеть, не боясь вылететь на крутой волне. Минут сорок в пути по практически штилевому морю и мы на месте. Разбиваемся на пары, я как прежде иду в паре с Володей. Ныряем. Здесь скала не доходит до поверхности 8 метров, тут же попадается огромная траловая доска, примерно метра три в диаметре, и трос от нее, который уходит в глубину – кто-то когда-то потерял здесь трал, пытаясь зачерпнуть по богатому окуня терпуга. Не торопясь, доходим до основания хребта, здесь глубина 35 м, грунт - огромные камни на песке, в общем, любимое место обитания осьминогов. И только я об этом подумал, как боковым зрением замечаю метнувшуюся в сторону огромную серую тень. Поворачиваюсь и вижу метрах в трех крупного осьминога, который решил от нас скрыться. Но уплыть у него не получается, я его быстро достигаю и беру в руки осьминога, не давая ему присосаться, к чему ни будь. Особь попалась весьма крупная – под два метра в размахе щупалец, а если переводить на вес, то не менее 30-35 кг, подплывает партнер и начинаем снимать кино про меня и осьминога. Сам я также пытаюсь снять осьминога «фишайем», хотя вижу, что слишком темно вокруг, ведь угол отсвечивания у моей вспышки всего лишь 105 градусов против 156 градусов захвата моего объектива. Минуты через три позирования, я отпускаю этого осьминога и начинаю двигаться вверх по склону и буквально через пять-семь метров замечаю еще одного крупного осьминога под камнем. Он себя чувствует весьма уверенно и нас не боится, так как окрашен в светло-серый цвет. Компоную вертикальный кадр, так чтобы в кадр попала более светлая вода, и, нажимая на спуск, я уже знаю, что кадр получился. В этот момент у меня окончательно садятся аккумуляторы вспышки в боксированной зеркальной камере, и я остаюсь с одним рабочим «Никоносом». Всплываем, наша вторая пара уже в лодке.  Так же, как вчера, идем на отдых к берегу. Бухточка, где мы высаживаемся, носит местное название Окуневая, и действительно прямо с лодки сквозь прозрачную воду, видно множество терпуга, который разбегается во все стороны при прохождении. Уже на берегу решаем сегодняшнее второе погружение сделать на небольшую скалу у островов Крейсер, под названием «Пупырь».

Обратная дорога занимает минут пятнадцать, крайний южный остров из трех островов Крейсер, напоминает голову оскалившегося морского чудовища –  величественное зрелище. Здесь нам опять попадается катер из Находкинского дайвцентра, они только что отныряли на «Пупырь» и говорят что, видимость не очень. Ну, в этом мы сейчас сами убедимся. Наша вторая пара ныряет чуть ближе к острову, а мы погружаемся  чуть мористее «Пупыря». Сама скала обросла у поверхности несколькими видами водорослей, с 15 метров идет сплошным ковром актинии бело-зеленого цвета и до самого дна. Ниже скала более разветвленная - есть несколько вершин, узкие проходы между скалами, ниже нагромождение огромных камней. Метрах на двадцати пяти я встречаю крупного золотого ерша, он не торопясь, заходит под скальный карниз треугольной формы и останавливается. Камень, образующий карниз, со всех сторон зарос актиниями красного и белого цвета. Огибаю карниз с другой стороны, пытаюсь пролезть как можно дальше по актиниям, чтобы подобраться по ближе к ершу. Володя мне подсвечивает своим мощным фонарем, и я начинаю фотографировать, стараясь запечатлеть ерша как можно ближе. Делаю несколько снимком с расстояния сантиметров 30-40, после чего ерш забивается в такую узкую щель, куда я уже никак не залезу. Доходим до дна, здесь глубина у основания скалы 30,5 м, грунт – крупный песок  и огромные камни. Здесь должны быть осьминоги, и дальнейшее погружение подтверждает мои мысли, мы находим здесь четыре норы с хозяевами внутри. Норы были заметны из далека, перед каждой вал из пустых раковин мидий и гребешка, в общем, – классика.

Осьминоги  выходить не пожелали, ограничились выбрасывание дежурных щупалец и последующим сворачиванием в клубок. Отмечаю про себя , что место весьма красивое и нужно будет в последующем понырять здесь еще. Компьютер показывает, что до входа в «декомпрессию» мне остается 1 минута и я, показав партнеру, начинаю всплывать вдоль скалы. Примерно с метров пятнадцати, среди водорослей, начинают попадаться массово мохнатоголовые собачки и тихоокеанские рогатки. Отстаиваю свои три минуты на остановке безопасности на глубине 6 метров в плотном окружении  трех рогаток, после чего всплываю. Моя программа по нырянию выполнена, ершей  увидел, отснял шесть пленок за четыре погружения и хочется верить, что там есть то, что мне нужно. Как говорится – «Вскрытие покажет». Наша вторая пара уже в лодке, дожидаемся Володю и идем к берегу. На берегу - сборы в дорогу, небольшой  отдых с обедом. Мне еще предстояло пройти более 500 километров обратно до дома. Так что время не ждет. Ну все, привет всем. До новых встреч Трехозерье. Ну а пока, поехали.

Дома я был через 6 часов.